Выставка "Пётр I. Новая азбука. История в писаниях, кунштах и ваяниях" - сама по себе азбука. Только тот самый петровский алфавит, выстроенные столбиком в привычном нам порядке буквы, укрылся в прологе, в самом начале экспозиции - где мы и видим копию печатного листа начала 18 века, где царская рука жирной чертой зачеркивает толстую "омегу" и торчащую трезубцем "пси", вписывает "э"... А за стенами зала кураторы выстроили картину новой жизни, создаваемой Петром, разбив деяния на буквы новой азбуки, нарезав выставку на пласты - хронологический, алфавитный, смысловой, отдавая предпочтение то первому, то следуя букве, то смыслам.
В самом начале после А (той самой правленой азбуки в прологе) тут С, Г и Н, а потом снова А. Ряд редких гравюр - Семья, царь "в младых летах", царевна Софья, готовящаяся занять трон (гравюра - одна из двух известных историкам, из коллекции ГМИРЛИ), здесь же венчание Петра и Екатерины. И пейзаж с дворцом Лефорта, вдохновителя петровских реформ, за которыми уже видна Немецкая слобода с первым "Гофшпиталем". Аптекарский огород, с которого пошло аптечное дело в России, изображен уже не столь документально, сколь поэтически - вышивкой современной художницы Натальи Вельчинской, под стеклом травы с соцветиями из серии "Гербарий".
Раздел на М, "Марсовы книги" открываются скульптурой Петра 2005 года, возвышающегося над поверженным Карлом. А вдоль стены под стеклом - сама "Книга Марсова", толстый фолиант с собранием реляций и описанием боев Великой Северной войны. Победы царя множились, в первоначальное издание добавлялись все новые главы и карты на гравюрах - за царем все время следовала мобильная гравировальная мастерская, художники тут же зарисовывали событие, листы тиражировались. Информация распространялась, а потом дополняла книгу, выдержавшую два издания. К марсовым книгам на выставке приставлены сигнальные пушки и боевая ручная мортирка - что-то вроде нынешних гранатометов из коллекций.
На этой выставке все похоже на игру в ассоциации, одно цепляется за другое, из каждого угла на зрителя смотрят уникальные артефакты, некоторые позванивают, другие постукивают, из третьих запускали в небо фейерверки, четвертыми когда-то украшали мундиры и обкладывали стены дворцов. Буква П тут отыгрывается теми самыми "Писаниями", в небольшой зале - панорама от Ломоносова до Алексея Толстого с собранием артефактов 18 века из коллекции писателя, заканчивающееся карикатурой на него в образе Петра с известной картины Серова. Еще в одной теме на А, "ассамблея", есть скульптура Петра Первезенцева: автор накрутил бечевку на соединённые боками пустые ролики от туалетной бумаги - и вышла инсталляция - кунштюк "Парик", размещенная на фоне портрета Алексея Макарова, секретаря Петра I, чтоб мы видели, как выглядит настоящий парик.
Слегка хулиганский подход показался кураторам органичным для Петра, вступившего на престол еще мальчиком, у которого все начиналось с игры, и только потом из потешных полков родились гвардейские, из ботика - флот. Петр даже в Великое посольство в 1697-98 годах отправился не царем, а бомбардиром - и вот он пьет пиво на картине, предоставленной ГМИРЛИ Музеем-усадьбой "Кусково". А рядом с паспортом Петра Михайлова, под именем которого царь выехал за рубеж - деревянная фигурка Петра, говорящего по смартфону и катящего за собой чемодан на ручке, за ним окно, выходящее на улицу, то есть - прорубленное в Европу.
- Петр строил новую страну, а не занимался списыванием и копированием с европейского, - говорил на вернисаже Андрей Яновский, замдиректора по научной работе ГИМ. - Он сумел отделить зерна от плевел, выбрал самое необходимое и за 20 лет сделал Россию одной из величайших держав мира.