Где они проживают?
На границе с современной Эстонией, на западе Псковской области, расположен небольшой город Печоры. Здесь находится знаменитый Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, который не закрывался ни на один день с момента своего основания в конце ХV века. Толпы туристов и паломников, устремляющиеся к главным воротам монастыря, ежедневно проходят мимо двух городских храмов Печор - каменной церкви Сорока мучеников Севастийских и деревянной церкви великомученицы Варвары. Делая остановку перед храмами, экскурсоводы обязательно расскажут о специфике этнической истории Псково-Печорского края: здесь проживают русские, эстонцы, латыши, а также коренной малочисленный народ сето (сету) или, как их раньше называли русские, - "полуверцы". Язык сето является одним из вариантов южноэстонских диалектов. Сето исповедуют православие и считают Варваринскую церковь своим храмом. История этого народа неразрывно связана с Псково-Печерским монастырем. По преданию, святой игумен Корнилий, проповедовавший в окрестностях монастыря, крестил предков сето в ХVI в. С тех пор "полуверцы" являются неотъемлемой составляющей местной церковной культуры.
Традиционный ареал сето включает современный Печорский район Псковской области и юго-восточные земли Эстонии. В конце ХIХ в. здесь насчитывалось 16 570 "полуверцев"1. До революции 1917 г. вся территория проживания сето входила в состав Псковской губернии Российской империи. Затем край на 20 лет отошел независимой Эстонской Республике (1920-1940 гг.), а после Второй мировой войны был разделен между Псковской областью и советской Эстонией. С тех пор граница стала играть ключевую роль в жизни местного населения. С началом коллективизации в послевоенный период начался отток сето в Эстонию. Этот процесс усилился в 1990-е гг. в связи с распадом СССР. В итоге численность сето Печорского района в начале ХХI в. составляет чуть более 200 человек, в Эстонии, по разным данным, проживают от 3000 до 12 000 сето.2 Народ оказался разделен государственной границей, но Печорский край по-прежнему осознается им как историческая родина. Это место, где захоронены предки сето и находится их главная святыня - Псково-Печерский монастырь.
Почему они - полуверцы?
Современные сето Печорского района - это пожилые люди, чьи дети и внуки живут в Эстонии; некогда многолюдные деревни и хутора опустели, некоторые родовые дома используются в летний период как дачи: "Теперь мы приезжаем так только, вот на свой праздник, подышать своим родным воздухом, посмотреть свою чистую природу - и с радостью. Просто живем мы в Эстонии". (О.М., 1942 г.р.). В рассказах тех, кто остался, постоянно звучат две темы: сетование на разлуку с родственниками и нежелание покидать родные места: "Потому что родился здесь. Я тут каждый куст, каждый шаг знаю. А там я куда, в Эстонии?" (Н.Х., 1928 г.р.). Укорененность печорских сето в местной культуре, пожалуй, ярче всего проявляется в период церковных праздников и в православные дни поминовения усопших. На Пасху, Рождество, Троицу, Успение Богородицы (главный праздник монастыря), а также в храмовые праздники местных сельских храмов на улицах города и церковных погостах громко звучит сетоская и эстонская речь, люди собираются большими семьями, именно к этим датам стараются приурочить свой приезд.
Название "полуверцы", данное сето русскими, подчеркивает религиозную инаковость, некоторую половинчатость их культуры. Уже в 1860 г. отмечалось, что этот термин связан с национально-культурными отличиями полуверцев от соседних народов3. Сето посещали русские церкви, но говорили на собственном языке и сохраняли самобытные черты духовной культуры. От эстонцев их отличает религия, а от русского населения язык. Слово "полуверец" по сей день можно услышать в разговорной речи местных жителей. Оно считается устаревшим и в какой-то степени ругательным, однако признается самими носителями культуры как историческая данность: "У меня муж всегда говорил: "Приедете, спросите, где полуверец живет. Все знают, потому что нас мало". Не стеснялся. (Э.Л., 1941 г.р.).
В чем их самобытность?
Русское население издавна отдает дань уважения религиозности сето, их тяге к традиции и старине. "Они очень верующие, кстати. Очень даже. Они всегда эти праздники старались в храм ходить, там русские еще, может быть, и не так, а у них это правило. И шли молиться. Время было советское, это уже 70-е годы", - свидетельствует местный старожил Н.П. Матвеев (1939 г.р.). В отличие от местных русских женщин сето очень долго сохраняли свой самобытный костюм, пожилые женщины продолжали надевать его на праздники до 1960-х гг. По воспоминаниям младших членов семей, праздничное утро начиналось с облачения бабушки: дочери и внучки помогали ей делать прическу, завязывали пояса, подавали ожерелья. "Серебряный наряд" составляет особую гордость женщин-сето - поверх большой полусферической броши - фибулы "сыльг" надевается множество цепей и ожерелий. В настоящее время традицию поддерживают активисты сетоского движения из Эстонии и России.
Особенностью религиозной жизни Псково-Печорского края является то, что здесь никогда не закрывались храмы и Псково-Печерский монастырь. Советизация Печорского района началась уже после Второй мировой войны, когда позиция государственной власти в отношении Церкви несколько смягчилась. Таким образом, здесь сохранялась религиозная традиция. Местные священники вели богослужения на двух языках - на церковнославянском для русского населения и эстонском для сето. Варваринский храм в Печорах с 1920-х гг. являлся храмом сето, поэтому богослужения здесь шли только на эстонском языке вплоть до 1980-х гг. Последним священником Печорского района, который умел проводить полноценные богослужения на двух языках, являлся настоятель Варваринского храма Евгений Пелешев (1930-2021).
Религиозность сето проявляется в домашней обстановке. Центральное место в доме занимает "святой угол" (phasenulk). Здесь стоят иконы, хранятся свечи, святая вода, религиозная литература на эстонском и русском языках. Традиционные сетоские иконные полотенца заметно отличаются от русских. Они очень длинные, выполнены в сложной технике узорного тканья и имеют специфический растительно-геометрический орнамент. Старинные семейные иконы и "боговы" полотенца бережно хранятся в домах. Консервативность и твердость характера, многократно упоминаемые как национальные черты характера сето, ярко проявляются в стремлении соблюдать церковные правила. Умение строго выдерживать многодневные посты без мясной и молочной пищи вызывает удивление и недоумение у эстонцев. В досоветский период во время постов соблюдался также запрет на мирские развлечения: пение, танцы, рассказывание сказок и просто длительные разговоры. В настоящее время сето с уважением отзываются о представителях старшего поколения, соблюдающих домашние благочестивые практики.
В рапорте уполномоченного по делам РПЦ при Совмине СССР Псковской области за 1953 г. сето определены как "фанатики", чья вера граничит с идолопоклонством4. Этнографы и фольклористы отмечали множество "дохристианских следов" в культуре сето - например, почитание святых камней, водных источников, деревьев. Однако все эти проявления "народной веры" не являются уникальными; они наблюдаются в культуре всех христианских этносов и интерпретируются самими носителями культуры с позиции христианского мировоззрения.
Кто такой бог Пеко?
Действительно оригинальным и загадочным явлением культуры сето является культ бога Пеко, зафиксированный исследователями в ХIХ в. в западном "угле" сетоского края (ныне д. Обиница, Эстония). Пеко был богом плодородия, ему молились о хорошем урожае и приплоде. Культ держался в строжайшей тайне от непосвященных, поэтому исследователи могли получать лишь отрывочные сведения о нем. Сетоский бог изображался в виде деревянной фигуры или свечи, он принадлежал определенному кругу семей и ежегодно передавался новому "владельцу". Хранитель Пеко определялся при помощи "кровавого жребия" - во время пира мужчины начинали потасовку, и тот, у кого появлялась первая кровь, забирал изваяние в свой амбар. Праздники Пеко происходили два раза в год - весной и осенью5.
Отголоски старинного культа прослеживались в западной части проживания сето еще в первой половине ХХ века. В 1933 г. этнографам удалось приобрести подлинную статую сетоского бога из деревни Кранцово в собрание Эстонского национального музея в Тарту. Одним из последних хранителей Пеко был Пеетер Отс (1900-1980), живший на хуторе деревни Навигы (Эстония)6. В целом информация о боге Пеко носит туманный, ретроспективный и строго локальный характер. В интервью современных сето Псково-Печорского края Пеко запечатлен лишь как фольклорный образ, восстановленный деятелями сетоского национального движения в Эстонии: "Вот в семье у нас об этом никогда не говорили. Я когда у своей крестной уже стала спрашивать, что ты знаешь про Пеко? Она говорит: "А кто это?". А ей 83 года!" (Л. К. 1956 г.р.). В ХХI в. силами активистов, художников и музейных сотрудников Пеко превратился в символ самобытности сетоской культуры. Музейный Пеко отсылает нас к мифологизированному прошлому, но не является отражением современной действительности.
Современные сето являются прихожанами православных храмов (которые теперь находятся в разных государствах по обе стороны от границы) и считают именно православную веру одним из главных факторов своей национальной идентичности.
- 1. Гурт Я. О псковских эстонцах или так называемых сетукезах // Известия Императорского русского географического общества 1905. Т. ХLI. СПб., 1906. С. 4.
- 2. Валк Х. Сетомаа - земля, народ и культура на историческом пограничье // Экспедиции Музея человека в Эстонию. Борис Вильде и Леонид Зуров в Сетомаа (1937-1938). СПб., 2021. C. 349.
- 3. Миротворцев М. Об эстах или полуверцах Псковской губернии // Памятная книжка Псковской губернии на 1860 г. Псков, 1860. С. 46.
- 4. Государственный архив Псковской области. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 45. Л. 43-44.
- 5. Hagu P. Setu viljakusjumal Peko // Keel ja Kirjandus. 1975. T. 3. Lk. 166-173.
- 6. Valk H. Jumala jalgedel: Peko lahkumine // Keel ja Kirjandus. 2019. N 3. Lk. 165-191.