Концентрационный лагерь Мудьюг. Организованный британцами и охраняемый французами. Одна из самых страшных страниц Гражданской войны на Русском Севере.
Английский завтрак по-интервентски
До весны 1919 года Мудьюгская тюрьма называлась лагерем военнопленных, отделением Архангельской губернской тюрьмы. Но по сути и замыслу всегда оставалась концлагерем. Большинство заключенных - гражданские лица, взятые под арест за работу в органах Советской власти. Позже сюда стали отправлять уголовных и административных подследственных.
Заключенных Мудьюга охраняли матросы с французского броненосного крейсера Gueydon. Русские власти доступа в лагерь не имели и ситуации себе не представляли. Узники месяцами ждали окончания следствия и суда, получая в день по 200 г галет, 175 г консервов, 42 г риса, 10 г соли. К январю 1919 года хлебную норму сократили наполовину.
Скученность и скверное питание при отсутствии бани и медицинского обеспечения породили массовые заболевания и гибель людей от голода.
Павел Рассказов, прошедший через этот ад и умерший в тридцать лет, успел оставить жуткие свидетельства:
"По утрам, когда раздавались галеты, часто дело доходило до драк. Исступленные голодные люди рвали друг у друга куски галет, царапались, дрались. Слышалась самая отборная, унизительная, жестокая брань и безобразный, истерический плач".
Исследователь Владимир Васев восстановил хронику страшных месяцев:
"С декабря 1918 года лагерь поразила цинга, в феврале 1919-го разбушевался сыпной тиф, в апреле грянула дизентерия. Умерших заключенных хоронили за проволочным заграждением на пригорке, где была очищена от леса площадка 100 на 50 метров. Французы не препятствовали насыпать могильные холмы и ставить кресты. Всего там выросло 93 креста на могилах заключенных, на каждом сделана жестяная табличка, указывающая, кто похоронен и когда умер".
Сквозь огонь - на волю
С 1 июня 1919 года лагерь военнопленных на Мудьюге был реорганизован в каторжную тюрьму. Но кнут батога не легче. Первая партия каторжан, 25 человек, прибыла сюда 3 июня. А вскоре на остров снова стали отсылать большевиков из Архангельска и его окрестностей. Конвоир лагеря В.В. Котрехов вспоминал, что "большинство из них не имело понятия в коммунизме, это были крестьяне глухих отдаленных уездов, попавшие в тюрьму совершенно случайно". Планировалось переслать на островную каторгу до 800 человек, но к концу августа на Мудьюг успели перевезти только около 500-600 заключенных.
А вечером 15 сентября произошел организованный побег, положивший конец каторжной истории Мудьюга.
Большинство узников бежать не решились. С острова на волю ушли 53 смельчака (по данным исследователя В.Н. Васева - 62). В лагерной замятне с перестрелкой погибли 11 человек (по другим источникам - 12): пока одни разоружали охрану, другие под винтовочным огнем в упор пробирались сквозь колючую проволоку.
Через сутки после ЧП расследование, проведенное на скорую руку, признало виновными в побеге 13 человек из числа оставшихся в лагере. Они были расстреляны на месте. А из бежавших добрались до Красной армии лишь 22 узника, остальные погибли в пути.
Через три недели власти Северной области спешно ликвидировали Мудьюгскую каторгу, переведя заключенных в район мурманской Йоканьги. Те же болезни, голод и ужасы бесчинств. Но это уже другая история...
Мудьюгский дневник
В советские годы экскурсанты приезжали сюда на теплоходах, чтобы поклониться мужеству предков, ценой жизни отстоявших Север от нашествия интервентов. Мудьюг, филиал областного краеведческого музея, притягивал сотни посетителей. А потом, с развалом СССР, все пришло в запустение. И только в канун столетия Интервенции 1918-1919 годов мудьюгская история стала возвращаться к нам. Боевые археологи команды "Штык решает" провели топоразведку заброшенной территории концлагеря и зафиксировали надписи на стенах барака - коллективный дневник узников Мудьюга.
"Отбывал страдать на Мудьюге первый раз с 2 сентября 1918 по 20 мая 1919, второй раз 22 августа по 29 сентября".
"Совершена дезинфекция в канун пасхи" (то есть 19 апреля 1919 года).
"Этого топор не любит человека. Василий Анисимов" (скрытая угроза убийством).
"Керенский сказал народу - вот вам х..., а не свобода".
"Стрелил табаку - удивительно! 13 мая 1919 года".
"Почему это так дорого - свобода и хлеб?"
Надписи на стенах, на нарах, на несущих столбах. Карандашные, чернильные, нацарапанные гвоздем. Автографы, адреса, рисунки, календари...
"Мудьюг - место скорби" - эту строку мы нашли на косяке двери заколоченного выхода. Рядом дата - 27 апреля 1919 года. Жуткое послезимье, разгул цинги...
Место скорби... До недавних пор здесь ни разу не служили панихиду в память о невинно замученных людях. Нога священника не ступала сюда. К счастью, ситуация меняется. Год назад мемориальная команда "Штык решает" и историко-культурное общество АНО "Победа" в рамках проекта комплексного развития острова Мудьюг провели благоустройство братской могилы жертв интервентов и белогвардейщины. Подходы к ней были очищены от лесных завалов. Чугунная ограда очищена от ржавчины и покрашена. На баннерах развернута постоянная информационная галерея. Проведено зондирование границ уничтоженного кладбища заключенных. Игумен Варлаам (Дульский) провел службу в память жертв островного узилища, и эта лития стала первым в истории острова богослужением...
Минувшим летом команда добровольцев - АНО "ПОБЕДА", "Штык решает", 28-й Особый отряд специального назначения Росгвардии "Ратник" - организовала масштабный экспедиционный десант на Мудьюг. Восстановлено ядро мемориальной территории бывшего концлагеря: убран мусор и лесной хлам, приведены в порядок две братские могилы заключенных, проложены 120 метров экскурсионных мостков, построена восьмиметровая сторожевая вышка охраны, открыта аллея с мартирологом погибших в тюрьмах Мудьюга и Иоканьги...
Фото: из собрания Библиотеки Конгресса США и автора