Репортаж из смоленской деревни Ашково "Памятник рукотворный" "Родина" опубликовала в июльском номере за 2017 год. Последовала удивительная реакция!
Смоленский Пушкин
Как оказался Пушкин на Смоленщине? Учитель географии местной школы Алевтина Сапенкова рассказывала, что еще в 1930-х на собрании, где перебирали имена-фамилии для нового колхоза, некий крестьянин взял с полки книгу со стихами Пушкина. И они, точнее, он, Пушкин, устроил всех.
А вот памятник поэту в деревне Ашково - бывшем центре колхоза имени Пушкина - появился уже в середине 1960-х годов. На окраине деревни построили колхозную контору, рядом - машинную станцию, элеватор. По соседству установили и бюст Александра Сергеевича. Колхоз был достоин его имени, став со временем одним из крупнейших в Смоленской области. Старожилы говорят, что бывшему председателю Сергею Кожевникову тоже памятник надо поставить. Это при нем тут кипела жизнь.
Теперь она чуть теплится. От колхоза-миллионера остались обломки, а от надоев - капли. В бывшей конторе доживает свой век транспарант о награждении колхоза орденом Трудового Красного Знамени. И смотрит на все это Пушкин.
"Родина" не в силах увеличить надои. Но за памятник решила побороться. И год назад обратилась в Московский государственный академический художественный институт имени Сурикова (МГАХИ), предложив совместными усилиями организовать реставрацию.
- Бюст на реставрацию забрать нельзя, - сказал, изучив фотографии, декан факультета скульптуры МГАХИ Галим Долмогомбетов. - Нужно проводить работы на месте. Подумаем, что можно предпринять.
А потом в редакцию позвонил Дмитрий Тугаринов. Народный художник России. Доцент кафедры скульптуры и композиции МГАХИ. Автор памятника Суворову в Швейцарии, установленного в 1999 году в честь знаменитого перехода русской армии под командованием Александра Васильевича через Альпы.
Суворовская закалка
В Швейцарии русский полководец считается национальным героем - и работать над памятником Тугаринова пригласила коммуна Сен-Готарда. Скульптор придумал тогда батальную сцену и уже потом узнал, что в Швейцарии запрещено ставить памятники, пропагандирующие войну. Тогда и появился образ Суворова на коне. Без оружия, но осеняющего себя крестным знамением.
Сейчас Тугаринов работает над скульптурой Минина и Пожарского. Ее установят в Ярославской области, откуда дружина в 1612 году двинулась освобождать Москву. Понятно, что забот у Дмитрия Никитовича не счесть. А он во время короткого отдыха едет в смоленскую глубинку и бережно реставрирует колхозный памятник...
- Это бесценный исторический предмет. И его существование в этом месте необходимо. Люди, которые не знают своей истории, не имеют будущего, - говорит Тугаринов и наносит специальный состав на постамент. Штукатурка на нем откололась, оголив еще довольно прочный кирпич. Облупилась и краска на скульптуре, что придает поэту вид взъерошенный.
Мы будем аккуратно, Александр Сергеевич!
Посильная помощь
Не сказать, чтобы реставрация вызвала ажиотаж в деревне. Мужики по просьбе председателя Андрея Васильева притащили пару бидонов воды, принесли из конторы стол, чтобы с него можно было дотянуться до пушкинской макушки. Но помочь в штукатурных работах отказались.
- Пушкин, что ли, за вас все делать будет? - поинтересовался корреспондент "Родины".
- А это Пушкин? Я всегда думал, что это Лермонтов!
За покраску памятника взялся народный художник Тугаринов, предварительно поправив Пушкину глаз. Можно было бы сказать, что Александр Сергеевич пустил слезу, но это начинался дождь. Чтобы краску не смыло, учительница Алевтина Сапенкова с дочерью Евгенией тут же привезла тент. В таких обычно торгуют на рынках фруктами. Но над Пушкиным преобразилась даже торговая палатка, став шатром.
- Не понимаю, зачем вам это надо... Ну вы даете, конечно, - удивлялся тем временем Сергей, среднего возраста мужичок, которого определил нам на подмогу председатель. Но мало-помалу и Сергей вошел во вкус и на совесть очищал скульптуру Пушкина болгаркой от поздних наслоений. Уходя, пообещал завтра быть, но не явился.
Вчера был Вакха - буйный пир, шепнул нам наутро Пушкин.
Пушкинская площадь
Площадь возле колхозной конторы раньше была многолюднее. Тут пировали на день урожая и чествовали передовиков. Теперь "Пушкинская площадь" - деревенская окраина. И к памятнику заросла народная тропа.
"Как там Пушкин?" - живо интересовались у нас колхозники за обедом в ашковской столовой. Но взглянуть самим на результаты реставрации их, видимо, не отпустили дела.
Реставрация - это, конечно, громко сказано. Вот как предпочитает говорить скульптор Тугаринов:
- Мы старались. Из ничего попробовали сделать что-то. Исходя из минимальных условий, которые у нас были, результат хороший.
Впрочем, местные мальчишки, поначалу узнавшие в Пушкине первого президента России, дали работе народного художника высокую оценку: "Нормально получилось. Даже круто!" И обещали почаще приезжать сюда на великах и присматривать за памятником.
А Дмитрий Тугаринов заторопился к Минину и Пожарскому.
Спасательная операция
Эти два дня дались ему нелегко, пришлось не только поправлять скульптуру, но и делать много черновой работы: чистить, красить, штукатурить. На костылях это непросто. Ступню Дмитрий Никитович потерял несколько лет назад. На работе. Помощник по неопытности уронил скульптуру с погрузчика прямо на ногу. Пришлось ампутировать...
Присев на свое кресло, похожее на режиссерское, и опершись на костыль, Тугаринов посмотрел по сторонам, а потом на обновленный памятник - скульптуру выкрасили в зефирно-белый цвет, а для постамента выбрали оттенок чуть темнее:
- Спасать памятники необходимо. Это надо делать в первую очередь. Вот вокруг нас разрушенные цеха, разрушенные памятники... А дальше - разруха в головах, сердцах и душах. Не должно этого быть.
"Родина" выражает признательность народному художнику России Дмитрию Тугаринову, Московскому государственному академическому художественному институту имени Сурикова и декану факультета скульптуры Галиму Долмогомбетову.
Во что обошлась реставрация
- цемент марки 500 (1 упаковка);
- цементно-песчаная смесь (2 упаковки);
- краска белая фасадная (2 банки);
- жидкое стекло (1 банка).
Общий бюджет - 1450 рублей.
Оставшуюся краску оставили в колхозной конторе - глядя на преобразившегося Пушкина, хозяева решили покрасить вазы у входа и оконные рамы.