Ключи от Дербента
Превращение России первой четверти XVIII в. в могущественную империю совпало по времени с политическим кризисом на ее восточных рубежах, в Персии. Пытаясь предупредить действия Османской империи по установлению гегемонии в кавказском регионе, император Петр Великий предпринял свой знаменитый Персидский поход.
К маю 1722 г. в Астрахани было сосредоточено 46 тысяч военных и флот, включавший 47 парусников и 400 галер. Заручившись поддержкой некоторых местных владетелей, Петр лично возглавил продвижение войск по территории прикаспийского Дагестана. Здесь им пришлось столкнуться с сопротивлением со стороны Султан-Махмута Утамышского, чьи войска были разбиты1. Император писал по этому поводу в Сенат: "Изволил сей господин нечаянно нас атаковать, чая нас неготовых застать... Проводили его кавалерию и третьею частию пехоты до его жилища, отдавая контрвизит и, побыв там, для увеселения их сделали из всего его владения феэрверк для утехи им, а имянно сожжено в одном его местечке, где он жил, с 500 дворов, кроме других деревень, которых по сторонам сожгли 6"2.
23 августа 1722 г. император подошел к Дербенту, где местные жители во главе с наибом Имам-Кули-беком преподнесли Петру ключи от города. Войска расположились лагерем у одной из городских стен "близ огородов"3. Несмотря на то что городской наиб предлагал императору свой дом для ночлега, тот посчитал целесообразным вернуться в лагерь4. Проведя несколько дней в Дербенте, осмотрев укрепления и отдав распоряжения, император отправился дальше на юг5. Но продвижение русских войск было остановлено бурей, которая уничтожила большую часть судов с провиантом. Тогда император решил оставить в Прикаспии военные гарнизоны, а сам вернулся в Астрахань.
Сохранение памятника
Более чем через 100 лет после пребывания Петра Великого в Дербенте, в годы Кавказской войны, об этом событии вспомнили. Кавказский наместник Михаил Воронцов, известный своими инициативами в области культуры, в конце 1840-х гг. посетил древний город. Здесь в цитадели ему показали заложенное одним из комендантов окно, которое по преданию прорубил в стене лично император Петр, а также находящуюся в полуразрушенном состоянии "землянку"6. Уже в 1849 г. по указу М.С. Воронцова дербентскому военному губернатору было выдано 305 рублей 95 копеек серебром на устройство ограды вокруг "землянки", которая должна была быть создана по проекту инженера В.И. Гершельмана7.
Очевидно, в это время вокруг сооружения были расставлены чугунные пушки петровской эпохи, которые во второй половине 1860-х гг. едва не были проданы военными в качестве металлолома. Но по приказу военного губернатора Дагестанской области из городских сумм были выделены необходимые средства, и пушки остались частью ансамбля петровского памятника8.
Неоднократно на протяжении второй половины XIX в. "домик" императора в Дербенте был запечатлен художниками и фотографами. Именно благодаря этим свидетельствам можно проследить внешние изменения, происходившие с ним: от неказистой земляной насыпи до окруженного колоннами памятника с почетным караулом9.
В самом начале XX в. дагестанский краевед Евгений Козубский так описывал этот памятник и его состояние: "В настоящее время хижина Петра Великого представляет низкую, бутоватого камня, избушку, на две трети врытую в землю, состоящую из двух комнаток с земляною крышею. Над ней сооружен колончатый, из тесаного камня, с железною крышею павильон, за решетчатым входом в который наверху вставлена доска с вырезанной надписью: "Место первого отдохновения Великого Петра 23 августа 1722 г."10.
В годы Гражданской войны землянка была разрушена, а памятник предан забвению. И лишь совсем недавно, в 2014 г., дагестанскими археологами были проведены работы по исследованию сохранившихся развалин. Здесь были обнаружены отдельные артефакты, датируемые XVIII - началом XX в., отражающие разные периоды в истории этого сооружения11. Сегодня над этим памятником сооружен стеклянный саркофаг, установлен памятник императору и открыт музей.
Публикуемые ниже два документа посвящены истории пребывания Петра Великого в Дербенте, а также попыткам сохранения одного из "мест памяти", связанных с Персидским походом, - землянки, в которой, по преданию, останавливался император.
Документы для публикации извлечены из фонда 1087 "Военно-исторический отдел штаба Кавказского военного округа" Центрального исторического архива Грузии (ЦИАГ).
№ 1. Историческая справка Военно-исторического отдела штаба Кавказского военного округа о пребывании императора Петра I в Дербенте
г. Тифлис 7 сентября 1909 г.
№ 1303
Пребывание императора Петра Великого в Дербенте составляет эпизод из Персидской кампании 1722 года.
Исторические данные указывают на следующие подробности.
22 августа 1722 года русская армия остановилась в виду Дербента. Древний город, запиравший исторический проход, решился не сопротивляться императору, который широко покровительствовал торговле и мирным сношениям. Управитель города, наиб, и знатнейшие из жителей вышли на р[еку] Дербах12 встретить Петра и, пав на колени, поднести серебряный ключ. "Город, - говорил наиб13 в своем приветствии, - основанный великим Александром Македонским14, считает справедливым даться другому великому монарху".
Приняв ключи, Петр приказал вступить в самый Дербент своей гвардии, которая и заняла цитадель; остальные войска прошли прямо через селение Дубари15 и расположились лагерем верстах в 8 от города.
Народное предание говорит, что в то время, как войска проходили Дубари, Петр, ожидая донесения от коменданта о занятии им цитадели, расположился на отдых в бедной татарской землянке, стоявшей у самого взморья. Теперь Дубари составляют часть города, а землянка Петра дошла до нашего времени и служит предметом внимания всех путешественников.
Только тогда, когда цитадель была занята, сам Петр под гул орудийных выстрелов торжественно въехал в город, сопровождаемый большою свитою и эскадроном драгун.
Впоследствии наместник Кавказа Князь Михаил Семенович Воронцов[16] обратил внимание на исторический памятник - землянку Петра Великого, близившуюся уже к разрушению. По его приказанию землянка была приведена в порядок, покрыта навесом и обнесена чугунною решеткою с надписью: "Место первого отдохновения Великого Петра".
В 1850 году наследник-цесаревич Александр Николаевич17 во время путешествия своего по Кавказу посетил Дербент и, осматривая его достопримечательности, зашел поклониться землянке Петра.
Подлинное подписал начальник отдела, генерал-лейтенант Потто18
Редактор отдела подполковник Эсадзе19
С подлинным верно. Делопроизводитель военный инженер подполковник [подпись неразборчива]
ЦИАГ. Ф. 1087. Оп. 1. Д. 81. Л. 460-460 об. Машинописная копия.
№ 2. Доклад Военно-исторического отдела штаба Кавказского военного округа "О предполагаемых постройках над "землянкой Петра Великого" в Дербенте", направленный начальнику штаба графу И.И. Воронцову-Дашкову20
г. Тифлис 7 июня 1914 г.
№ 698
В строительные предположения на 1915 г. между прочим под №№ 143 и 144 строительных планов внесены работы по постройке сторожки при "землянке Петра Великого" и обращение навеса над этой землянкой в закрытое помещение, а также устройство вокруг ограды тротуара и канав. На выполнение этих предположений испрашивают кредит в 11 545 руб.
Одним из выдающихся событий похода императора Петра Великого в Прикаспийские провинции действительно было занятие 23 августа города Дербента. Самая же легенда о сохранившейся до настоящего времени в предместье города Дубари землянке, в которой, по преданию, имел пребывание император в ожидании дербентской депутации, историческими данными не подтверждается. Между тем легенда эта уже проникла в жизнь, и заботы о поддержании землянки имели целью сохранить в памяти потомства рассказ о высадке императора с российскими войсками в Дубари.
Над самой землянкой устроен железный на каменных столбах навес-зоних21. Каменные столбы соединены красивой железной решеткой.
Около ограды находятся две большого калибра чугунные пушки. Вокруг землянки разбит сквер. Постройки содержатся в порядке. В 1912 году военно-исторический отдел препроводил для помещения в землянке портрет Петра I и отпечатанный по просьбе начальника инженеров плакат с описанием легенды о пребывании императора в Дербенте.
Касаясь вопроса о предполагаемых сооружениях, нельзя не указать, что обращение навеса в закрытое помещение внесет изменения в памятник, который, во всяком случае, желательно было сохранить в первоначальном его виде, так как реставрация нарушит самую идею сооружения. Постройку особой сторожки для караульных также можно признать излишней, так как землянка охраняется часовыми от местного гарнизона. Кроме того, из прилагаемой выписки постановления пятого общего собрания Кавказского военного общества помощи инвалидам от 30 ноября 1912 года одобрено предложение начальника штаба округа об учреждении на средства общества сторожей из инвалидов при исторических памятниках и в том числе у "землянки Петра Великого".
Не могу не высказать при этом, что предназначенный на исторические нужды кредит в 11 545 рублей желательно было бы обратить на Кавказский военно-исторический музей, который, не имея соответствующего отопления в зимнее время, обогревается лишь переносными керосиновыми печами, весьма небезопасными в пожарном отношении. Наконец, помещения музея в настоящее время настолько уже заполнены, что пристройка новых составляет острую потребность музея.
Подписал начальник Военно-исторического отдела полковник Эсадзе.
Резолюция начальника штаба округа: Препроводить начальнику квартирного управления. 14/VI.
ЦИАГ. Ф. 1087. Оп. 1. Д. 81. Л. 451-451 об. Незаверенная машинописная копия.
- 1. Подробнее см.: Лысцов В.П. Персидский поход Петра I. 1722-1723. М., 1951; Курукин И.В. Персидский поход Петра Великого. Низовой корпус на берегах Каспия (1722-1735). М., 2010.
- 2. Русско-дагестанские отношения в XVIII - начале XIX в. Сб. док. М., 1988. С. 40-41.
- 3. Походный журнал 1722 года. СПб., 1855. С. 12.
- 4. Bell D. Travels from St. Petersburg in Russia to Diverse Parts of Asia. Vol. II. Glasgow, 1763. P. 349.
- 5. Голиков И.И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразителя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам. М., 1838. Т. IX. С. 173-174.
- 6. Памятники времен утверждения русского владычества на Кавказе. Тифлис, 1906. Вып. I. С. 6.
- 7. Акты, собранные Кавказской археографической комиссией. Тифлис, 1885. Т. X. С. 831.
- 8. Козубский Е.И. История города Дербента. Темир-Хан-Шура, 1906. С. 300.
- 9. Подробный разбор изображений см.: Гаджиев М.С. Петр Великий и Дербент // Петровские памятники России и Европы: изучение, сохранение, культурный туризм. Материалы VII Международного петровского конгресса. Санкт-Петербург, 5-7 июня 2015 года. СПб., 2016. С. 239-241.
- 10. Коузбский Е.И. Указ. соч. С. 300.
- 11. Гаджиев М.С., Абиев А.К., Будайчиев А.Л., Абдуллаев А.М. Исследования выявленного объекта культурного наследия "Домик Петра I" в Дербенте // Вестник Института ИАЭ. 2015. N 3. С. 168-170.
- 12. Дербах (Дарвагчай) - река, протекающая севернее Дербента и впадающая в Каспийское море.
- 13. Наиб (араб. "наместник") - в данном случае управляющий городом Дербентом.
- 14. Легенда об основании города Дербента Александром Македонским, не имеющая под собой реальной основы, зафиксирована в целом ряде сочинений, посвященных его деятельности.
- 15. Дубари - приморская часть города Дербента, которая в первой четверти XVIII в. еще не была заселена.
- 16. Воронцов Михаил Семенович (1782-1856) - российский военный и государственный деятель, в 1844-1854 гг. - наместник на Кавказе и главноначальствующий войсками. Известен своими образовательными и культурными преобразованиями в регионе.
- 17. Будущий император осенью 1850 г. совершил одно из своих путешествий по региону, где ознакомился с ходом покорения Северного Кавказа.
- 18. Потто Василий Александрович (1836-1911) - российский военный, историк. В 1896 г. назначен начальником военно-исторического отдела Штаба Кавказского военного округа.
- 19. Эсадзе Семен Спиридонович (1868-1927) - российский военный, историк, служил на различных должностях в Военно-историческом отделе штаба Кавказского военного округа, занимался подбором документальных материалов по истории Кавказа для Л.Н. Толстого.
- 20. Воронцов-Дашков Илларион Иванович (1837-1916) - российский военный и государственный деятель, принимал участие в Кавказской войне на завершающих ее этапах, в 1905-1916 гг. - наместник на Кавказе, главнокомандующий войсками Кавказского военного округа.
- 21. Так в тексте.