Отец Дмитрия хотел, чтобы его сын тоже стал священником, и по его настоянию мальчик поступил сначала в екатеринбургское духовное училище, а затем в пермскую духовную семинарию, которую, однако, не закончил. Училище и семинария оставили в нем самые мрачные воспоминания:
"Все новички проходят через строй горьких и тяжелых испытаний, но alma mater возвела их в настоящую систему, которая установилась, как выражаются старинные учебники истории, с незапамятных времен. Отдельные лица теряли всякое значение сами по себе, а действовала именно система, безжалостная, всеподавляющая, обезличивающая и неистребимая, как скрытая болезнь".
Юноше и потом не везло с учебой. Он учился в Петербургской Императорской медико-хирургической академии на ветеринарном отделении, затем на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, но оба вуза не закончил и вынужден был вернуться к родителям, а после смерти отца взять на себя заботу о матери, двух братьях и сестре.
Семья Маминых вообще жила бедно, и еще 18-летним юношей Дмитрий стал подрабатывать в газетах и журналах, где публиковал вместе с отчетами о заседаниях научных обществ остросюжетные рассказы об уральских разбойниках.
Позже знакомый Мамина Иван Бунин напишет, что оба они благодарны своей ранней бедности, потому что именно она, а не тщеславие, заставила их заниматься литературным трудом.
Мамин-Сибиряк по праву считается основоположником "уральской" литературной школы. Его серия очерков "От Урала до Москвы" до сих пор является непревзойденным образцом описания уральского быта и людей Урала. В 1884 году Антон Чехов, высоко ценивший творчество Мамина-Сибиряка, говорил писателю Николаю Телешову: "Поезжайте на Урал: природа там чудесная. Перешагните непременно границу Европы, чтобы почувствовать под ногами настоящую азиатскую землю и чтобы иметь право сказать самому себе: "Ну, вот я и в Азии!"... Сколько всего узнаете, сколько рассказов привезете! Увидите народную жизнь, будете ночевать на глухих почтовых станциях и в избах, совсем как в пушкинские времена; и клопы вас будут заедать. Но это хорошо. После скажете мне спасибо... Если хотите быть писателем, завтра же купите билет до Нижнего. Оттуда - по Волге, по Каме..."
Переехав в Петербург, Мамин-Сибиряк целиком отдался литературному творчеству. Он создал 15 романов, из которых самый известный "Приваловские миллионы" (1883; экранизирован в 1972 году на Свердловской киностудии), десятки рассказов и несколько повестей.
Но, наверное, самыми известными произведениями Мамина-Сибиряка остаются его детские вещи: "Аленушкины сказки" (1894 - 1896) и "Серая шейка" (1893).
История создания "Аленушкиных сказок" пронзительна. Вторым (гражданским) браком Мамин был женат на актрисе Екатеринбургского драматического театра Марии Абрамовой, с которой и переехал в Петербург. Но в 1892 году 28-летняя Мария умерла при родах девочки, которую назвали Еленой. Так как брак был гражданский, Мамину с огромным трудом удалось добиться официального права отцовства. К тому же девочка страдала хореей, синдромом, характеризующимся отрывистыми, беспорядочными движениями. Зная это, иначе читаешь изумительные сказки Мамина, созданные специально для ребенка. В этих сказках про "Козявочку", про "Ерша Ершовича", про "Воронушку" столько невыразимой нежности! А последняя сказка цикла начинается так:
"Засыпает один глазок у Аленушки, засыпает другое ушко у Аленушки…
- Папа, ты здесь?
- Здесь, деточка…
- Знаешь, что, папа… Я хочу быть царицей…
Заснула Аленушка и улыбается во сне.
Ах, как много цветов… И все они тоже улыбаются. Обступили кругом Аленушкину кроватку, шепчутся и смеются тоненькими голосками. Алые цветочки, синие цветочки, желтые цветочки, голубые, розовые, красные, белые, - точно на землю упала радуга и рассыпалась живыми искрами, разноцветными огоньками и веселыми детскими глазками".
Сказка "Серая шейка" об уточке, которой лиса сломала крылышко, и она не могли улететь с другими утками на юг, является безусловным шедевром детской литературы.
А еще в 1948 году, сразу после войны, режиссеры-аниматоры Леонид Амальрик и Владимир Полковников создали одноименный мультипликационный фильм, который стал прорывом в советской анимации и во многом предопределил ее дальнейшее развитие.
Дмитрий Мамин-Сибиряк скончался от туберкулеза в Петербурге в 1912 году и был похоронен в Александро-Невской лавре. В 1956 году вместе с прахом дочери он был перезахоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.