По ТВ впервые не показали традиционный в те годы концерт ко Дню милиции. Его люди ждали не меньше, чем Новогодний огонек. Вместо спортивных и других программ - показывали балет и художественные фильмы о гражданской войне. Слушатели "враждебных голосов" делились новостями со ссылками на западные источники. Правда "голосам" тогда тоже не все верили - "утки" о смерти Леонида Ильича уже звучали в эфире и раньше.
А что вспоминают об этих днях 1982 года наши современники?
Константин Голодяев, сотрудник Музея Новосибирска, краевед:
- В ноябре 1982 года я вернулся из армии. В гостях у родственников, отмечая демобилизацию, мы смотрели по телевизору демонстрацию по случаю 7 Ноября. В какой-то момент крупным планом показали Леонида Ильича Брежнева, и у меня сами собой вырвались слова: "Не жилец". И через три дня вся страна узнала, что генсек умер. Это ни в коем случае не было пророчеством, а скорее предчувствием - в последние годы он себя плохо чувствовал, речь была не связной. Это видела вся страна. Я был молод, и я не был убит горем, ну, а кто-то очень сожалел и плакал, особенно люди в возрасте и номенклатурные работники, которым хорошо жилось при Брежневе.
По всей стране проходили митинги, посвященные памяти генсека. Но на них выходили больше по разнарядке, чем по велению души, все-таки народ уже устал от Леонида Ильича. В то время была распространенной шутка: "Цитата из советской энциклопедии: Леонид Ильич Брежнев - политический деятель во времена Аллы Пугачевой". Так люди выражали свое отношение к генсеку в последние годы власти. После смерти народ стал гадать, кто займет кресло главы СССР. Как только не аргументировали свои предположения, в том числе, смотрели, кто ближе всего стоял к гробу на похоронах, которые транслировали по телевидению, тот и придет к власти. Многие тогда надеялись, что страну возглавит Юрий Андропов. Он тоже уже был в возрасте, но от него, как от силовика, ожидали решительных перемен. И когда люди узнали, что на место Брежнева заступает не менее пожилой Черненко, было некоторое разочарование.
Для Новосибирска эпоха Брежнева было временем развития: город развивался, жилье строилось быстрыми темпами, а также началось строительство метро.
Подготовила Ольга Диянова, Новосибирск.
Владимир Александрович Ярыгин, Заслуженный конструктор РФ, автор пистолета Ярыгина (ПЯ), Ижевск:
- Тогда я был молодым конструктором 1 категории, чуть больше тридцати лет от роду. Ижевский механический завод работал и ни о каком застое на предприятии конечно и речи не было. О смерти Леонида Ильича мы узнали по телевидению, помню большой портрет на весь экран. Обсуждали на работе, конечно. Думали, а что же дальше, как все изменится.
Помню, собрали всех заводчан в самом большом цехе: траурные плакаты, лозунги, растяжки, речи. Не скажу, чтоб нас заставляли туда идти, сами шли, все вместе, но работу при этом никто не отменял и никаких выходных дополнительных никто никому не давал. Потом уже смотрели церемонию прощания по Центральному телевидению. Говорили, что там оборвался трос, вроде как при захоронении, но я лично этого не заметил.
Брежнев был охотником, и говорят, что даже перед смертью успел съездить поохотиться. И у него была очень интересная коллекция оружия, редкие дорогие экземпляры. В конце 80-ых коллекцию охотничьего оружия высшего партийного руководства, которая хранилась в ГОхране, разделили между оружейными заводами Тулы, Коврова и Ижевска. Нам достались 46 охотничьих ружей, часть из них были как раз брежневскими
Потом узнали, что имя Брежнева - ненадолго - присвоили Набережным Челнам, которые от нас в 300 км в Татарстане. Думали: пронесло. Но пару лет спустя и Ижевск переименовали в Устинов, и тоже всего на 900 дней. Я тогда получил партийный билет, там так и написано - город Устинов.
Подготовила Оксана Ильина, "Российская газета", Ижевск
Татьяна Павловна Виноградова, Профессор кафедры ЮНЕСКО Нижегородского архитектурно-строительного университета, почетный гражданин Нижнего Новгорода:
- Сам день кончины Л.И. Брежнева в моей памяти каких-либо особых впечатлений не оставил. К тому времени он уже производил впечатление не очень здорового пожилого человека. Зато запомнился день, когда в 1953 году умер Сталин - тогда в своей школе я выступала на траурном митинге. А Леонида Ильича хорошо помню живым. В 1972 году я была делегатом XV съезда профсоюзов СССР, где с докладом выступал Генеральный секретарь КПСС Брежнев - вот ту его речь я слушала с большим вниманием.
Подготовил Павел Аккуратов, Нижний Новгород
Александр Форманчук, политолог, глава Общественной палаты Крыма:
- Хорошо помню день смерти Брежнева. Я тогда работал в обществе "Знание". Уже к обеду новость облетела буквально всех, мы с коллегой шли по центральной улице Симферополя и видели какую-то угнетенность и подавленность людей. Она буквально висела в воздухе. Люди почти не разговаривали, шли молча. Когда вернулся домой, жена даже всплакнула, и такое состояние было у многих. В стране объявили четырехдневный траур, и на жизни моего поколения я больше не помню, чтобы о ком-то скорбели больше.
Ведь, чтобы не говорили о Брежневе, его эпоха была временем спокойного развития общества без больших потрясений, за исключением Афганистана, который коснулся не каждой семьи. Это потом время Брежнева окрестили "застоем". А тогда у нас совершенно не было ощущения, что мы живем в каком-то застое.
Подготовил Сергей Винник, Симферополь
«Вся страна была в печали»
Зиннур Гараев, проректор Казанского государственного медицинского университета, президент Лиги выпускников КГМУ:
- 10 ноября 1982 года помню хорошо. Я был студентом первого курса Казанского медицинского института имени Сергея Васильевича Курашова, так тогда назывался наш вуз. В тот день мы занимались в здании на Университетской, 14. Неожиданно в аудиторию зашел преподаватель и сообщил, что по центральному телевидению объявили о кончине первого секретаря ЦК КПСС. Безусловно, мы тут же почтили память Леонида Ильича Брежнева минутой молчания.
С самого утра по телевизору звучала траурная музыка. На каждом канале ведущие рассказывали о жизненному пути Леонида Ильича, много лет возглавлявшим такое сильное государство - Советский Союз. О кончине Брежнева говорили везде - в транспорте, в учебном заведении. Наши старшие товарищи собирались в парткоме вуза, обсуждали, когда, где, как состоятся похороны. Вся страна была в печали.
Для нас, молодых, воспитанных в патриотических чувствах, это была большая потеря. Несмотря на первый курс, я в то время я уже был вполне сформировавшимся человеком. В свободное от учебы время работал в обкоме комсомола, меня утвердили командиром выездного астраханского студенческого отряда, насчитывающего 2,5 тысячи студентов из Татарстана. Мы вели активную жизнь и понимали, насколько серьезным событием являлась кончина такого человека. При Леониде Ильиче я ходил в детский сад, учился в школе, получил бесплатное образование: окончил медучилище, затем поступил в вуз.
Но при этом какого-то страха перед будущим у нас не было. Существовала преемственность поколений. Зная структуру партийной работы, мы не сомневались, что ЦК готовил смену. Нас и самих так воспитывали, что всегда должна быть взаимозаменяемость.
Подготовила Ольга Кондрева, Казань
Выставка "Брежнев и Крым" - фото