На фронте лучше иметь в руках надежное оружие, чем самый совершенный фотоаппарат. И тот, кто видел войну в видоискатель, а не через прицел, конечно, сильно рисковал. Но храбрость эта была вполне оправданна. И сегодня нам остается только восхищаться, как в самых тяжелых ситуациях они смогли сохранить самообладание и думать о съемке... С первого до последнего дня войны свыше двухсот фоторепортеров, кинооператоров, корреспондентов центральных и армейских газет вели летопись Великой Отечественной.
Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД) имеет свыше 5000 единиц хранения фотохроники Сталинградской битвы. Наиболее значительная часть собрания РГАКФД - это фотографии сталинградского цикла корреспондента фотохроники ТАСС Эммануила Евзерихина. В течение многих месяцев он снимал подвиги и будни бойцов Красной армии, разрушенный Сталинград, пленных немцев... Военный фотокорреспондент "Известий" Георгий Зельма был в Сталинграде с первого дня и до окончательного разгрома гитлеровской группировки. Георгий находился в расположении 62-й армии под командованием генерал-лейтенанта В.И. Чуйкова. Отснятую пленку отправляли в редакцию для проявки самолетами, иногда проявляли и сушили сами под обстрелами в походной лаборатории... Работы корреспондента газеты 64-й армии "За Родину" Георгия Липскерова о Сталинградской битве стали классикой военной фотожурналистики...
Ряд смелых "объективов" бесконечен: "правдинцы" Я. Рюмкин, В. Темин, С. Струнников, корреспондент ТАСС Николай Ситников, спецкор "Комсомолки" Г. Капустянский и многие другие. Высоким уровнем съемки отмечены подлинные фотографии из собрания иностранных авторов РГАКФД, произведенные военными корреспондентами гитлеровской армии. Документы охватывают период оккупации немецкими войсками территории Советского Союза за 1941-1944 гг.
К нашему большому сожалению, в архиве существует комплекс фотодокументов, посвященных Сталинградской битве, авторы которых пока не установлены.
Историческую битву на Волге снимали и военные кинооператоры. Их киносъемки вошли в "Союзкиножурналы" и документальный фильм "Сталинград". В каждом выпуске "Союзкиножурнала", выходившего несколько раз в месяц, была рубрика "Кинорепортаж с фронтов Отечественной войны", в которой и демонстрировались фронтовые репортажи, в том числе о ходе Сталинградской битвы.
Основным рабочим инструментом в руках операторов была камера "Аймо", кассета которой вмещала всего 30 метров пленки - одну минуту экранного времени. Поэтому самой сложной операцией в боевых условиях была ее перезарядка. Три с половиной миллиона метров отснятой во время Великой Отечественной войны кинохроники складывались в основном из 30-метровых отрезков пленки.