В 1966 году Борис Капустин и Юрий Янов сумели отвести падающий самолет от жилых кварталов Берлина. Самолет упал в озеро Штессензее, оба летчика погибли.
Их подвиг увековечен в песне "Огромное небо" Оскара Фельцмана и Роберта Рождественского, которую знала вся страна:
"Мелькают кварталы, и прыгать нельзя!
"Дотянем до леса, - решили друзья, -
подальше от города смерть унесём.
Пускай мы погибнем,
но город спасем…"
В Ростове-на-Дону жил командир легендарного экипажа Борис Капустин. В микрорайоне Северный, где увековечены имена многих летчиков и космонавтов, на улице имени прославленного земляка и установили памятник. На Братском кладбище его могила. А в школе, где он учился, теперь это лицей №51, есть прекрасная традиция: все первоклассники получают эмблему - самолет на фоне голубого "огромного" неба, своеобразное посвящение в "капустинцы".
Здесь сохраняют память о героическом выпускнике в небольшом школьном музее. И любой лицеист расскажет, как 6 апреля 1966 года звено капитана Капустина перегоняло новые Як-28П с аэродрома в Финове, что в 40 километрах от Берлина, на базу 35-го истребительного авиаполка в Цербсте. И как на высоте 4000 метров у истребителя отказали оба двигателя, а самолет начал падать. Летчики приняли решение увести Як от города. В последний момент командир экипажа Борис Капустин крикнул штурману: "Юра, прыгай". Но тот ответил: "Я остаюсь, командир!"
В ожидании открытия монумента экскурсовод музея девятиклассник Лимире Папава описывал подробности подвига.
Вдова Капустина Галина Андреевна рассказывала, что в разных городах Германии были установлены девять памятников Капустину и Янову, а у нас - ни одного. Но наконец дело сдвинулось. В 2021 году Галина обратилась в Российское военно-историческое общество. Инициативу поддержал губернатор региона. В том же году установили закладной камень на месте будущего мемориала, был объявлен конкурс на лучшую идею памятника.
Из семи представленных проектов победил проект скульптора Виталия Казанского. Увы, сам он не дождался открытия - ушел из жизни 7 ноября. В своем замысле Казанский сознательно не стал использовать фигуры или портреты героев. Монумент получился символичным и позволяет зрителям самим участником тех событий, понять, в чем был героизм летчиков.
Алюминиевая стела стилизована под киль самолета. Она разбита двумя рваными элементами - символизируя прерванные жизни летчиков. Скульптор словно поймал момент, когда истребитель, начав падать, вдруг изменил траекторию движения - прочь от города.
А под стелой, на глубине двух метров, располагается карта-диорама, воссозданная по реальным картам Берлина 1966 года. Через стекло зритель видит его жилые кварталы, улицы и дома - именно так, как видели их на высоте четыре тысячи метров в последние секунды жизни русские летчики.