03.12.2022 11:45
Культура

Кого Тарковский считал символом порядочности? Публикуем автограф режиссера с выставки в архиве литературы

Текст:  Максим Васюнов
В Российском государственном архиве литературы - РГАЛИ - работает выставка уникальных документов, рассказывающих об истории отечественного кино.
Речь Андрея Тарковского, которую он так и не произнес. Но сохранил. / Максим Васюнов
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

В витрине, посвященной режиссеру и педагогу Михаилу Ромму, можно найти автограф Андрея Тарковского. Это речь, которую он написал сразу после смерти своего старшего товарища и учителя, но так и не произнес на церемонии прощания. Интонация текста и его смыслы разбивают все мифы и домыслы, которые за последние несколько десятков лет журналисты и прочие "знатоки" кино "нарастили" вокруг этих двух глыб.

Одна из самых известных легенд - что Тарковский якобы ненавидел Ромма за то, что тот критиковал его фильмы. И еще есть мнение, что Ромм к молодой режиссуре относился надменно, по крайней мере, держал начинающих на дистанции.

Андрей Тарковский поступил во ВГИК в 1954-м, в тот год мастер Михаил Ромм набирал очередной курс. Нельзя сказать, что Андрей Арсеньевич боготворил своего главного наставника, но никогда и не умалял его влияния на свое творчество. "Главное - он научил меня быть самим собой", - вспоминал Тарковский.

А вот Михаил Ильич однажды признался, что Тарковский и Кончаловский - одни из самых способных его учеников: "Но между ними есть разница. У Михалкова-Кончаловского все шансы стать великим режиссером, а у Тарковского - гением".

Известно, что именно Ромм в 1962-м защищал Тарковского на дискуссии "Язык современного кино" в Союзе кинематографистов - это был один из первых показов "Иванова детства". Так было всегда - Ромм относился к ученикам как отец, первым приходил на помощь, устраивал их на работу, в конце концов, просто подставлял плечо для тех, кому казалось, что эпоха сильнее их таланта.

Именно об этом рассказывает автограф Андрея Тарковского, выставленный на обозрение в РГАЛИ. Вот лишь первые строки:

"Нет больше с нами Ромма.

Ромма, который для нескольких поколений своих цеховых коллег был символом человеческой порядочности. Когда нам становилось плохо, если на нас обрушивалась беда, или неотступно преследовали неприятности, - мы приходили к Ромму, чтобы поделиться ими. Вернее, переложить на его плечи большую часть собственных горечей".

Важно еще и то, что в этой искренней речи Тарковский называет учителя "человеком с чистой совестью". В последующие годы найдется немало тех, кто как раз в совести-то и отказывал автору первого звукового фильма о Ленине, человеку, который первым задумался об этических проблемах ядерной физики - вспомним его фильм "Девять дней одного года - и многое чего еще в нашем кинематографе сделал первым.

На открытие выставки Сергея Андрияки на Крымском Валу пришли 15 тысяч человек

Но первые всегда принимают на себя удар. Тарковский не мог этого не чувствовать, когда писал в своей прощальной речи такие, например, слова: "В этом мире, пораженном энтропией совести и человеческого достоинства, мы испытываем чувство вины перед ушедшим […] И если в нас теплятся еще остатки достоинства и совести, мы постараемся, чтобы они не угасли. Во имя Вас".

Ромм ушел в ноябре 1971 года, ему тогда было семьдесят. Тарковский свою речь на похоронах так и не произнес.

Но и не выбросил.

На выставке, посвященной истории нашего кино, выставлены и другие документы, связанные с жизнью и творчеством Михаила Ромма. Афиши его фильмов, стенограммы выступлений… Но самый ценный для нашего времени экспонат - написанная рукой режиссера записка из фильма "Девять дней одного года". Именно эту записку накануне операции передает жене и другу облученный радиацией ученый: "Леля! Если Илья раздобудет мне какие-нибудь брюки, мы успеем махнуть в "Арагви". Под текстом рисунок - двое мужчин и женщина идут, держась за руки.

Темы и интонации "Девяти дней одного года" в своих картинах продолжит Тарковский.

Выставка "Вселенная советского кино" в РГАЛИ
Дословно

Речь Андрея Тарковского, написанная для церемонии прощания с Михаилом Роммом:

"Нет больше с нами Ромма.

Ромма, который для нескольких поколений своих цеховых коллег был символом человеческой и профессиональной порядочности.

Когда нам становилось плохо, если на нас обрушивалась беда, или неотступно преследовали неприятности, - мы приходили к Ромму, чтобы поделиться ими. Вернее, переложить на его плечи большую часть собственных горестей.

Мы делали это, чтобы не заболеть, и инстинктивно стремились вдохнуть глоток воздуха в доме человека с чистой совестью.

И вот пришел день, последний день жизни Ромма.

И Ромма не стало.

Ученики какого Мастера могли бы свидетельствовать о том, что учитель делится с ними самыми сокровенными?

Не замыслами, нет! Не успехами и победами! Нет!

Мы понимаем - на это всегда готова прежде всего бездарность.

Ромм делился с нами сомнениями, неудачами.

Разве мы это забудем? Он никогда не боялся говорить нам правды о себе.

И тем не менее был неуязвим, ибо был полон чувства собственного достоинства.

Умер Михаил Ильич. Обладавший безмерной полнотой благожелательства к людям.

Когда уходят близкие, мы плачем не потому, что жалеем их. Нет. Утверждать это было бы лицемерием.

Мы жалеем себя. Это мы потеряли. Поэтому мы плачем.

В этом мире, пораженном энтропией совести и человеческого достоинства, мы испытываем чувство вины перед ушедшим.

Потому что мы были бездушными и эгоистичными. А он каждый день, каждый час - фактом своего существования бессознательно старался вдохнуть в нас это чувство, которое делает нас свободными - чувство собственного достоинства.

Поэтому он умер.

Прощайте, дорогой Михаил Ильич!

И если в нас теплятся еще остатки достоинства и совести, мы постараемся, чтобы они не угасли.

Во имя Вас.

Ноябрь 1971 г."

4 декабря в Доме союза кинематографистов состоится мировая премьера документального фильма о духовной и религиозной жизни Андрея Тарковского. Картина называется "Боже! Чувствую приближение Твое!", режиссеры - Николай Бурляев и Дмитрий Чернецов. На тот же вечер намечена презентация книги Николая Бурляева, посвященной 90-летию со дня рождения выдающегося режиссера.

Наше кино История Новости