Они, действительно, стали слишком заметными даже в тех сферах жизни страны, которые должны быть предельно прозрачными и понятными для нормального человека. Например, в образовании. Менторство, коуч, тренинг, тьютер - все это оттуда.
Но можно ли законами, запретами, попытками борьбы справиться с волнами иностранных слов в русском языке? И как должна быть построена работа по изучению заимствований? На эти вопросы отвечает председатель жюри Международного Пушкинского конкурса "РГ", профессор ВШЭ Марина Королева.
"Начнем с того, что это никогда не получалось, сколько бы и кто бы ни пытался, начиная с XVIII-XIX веков, - утверждает она в комментарии для "РГ" и "Родины". - Вообще слово "бороться" не годится для обращения с такой сложной саморегулирующейся системой, как язык. Он пополняется заимствованиями, как море пополняется своими притоками, и при этом остается тем же русским языком - да, лексический состав меняется, но язык от этого не становится ни английским, ни немецким".
Об этом заботится грамматическая основа языка, его "скелет".
Впрочем, по мнению Королевой, все это не означает, что сама проблема не стоит внимания, что работы по изучению новых заимствований не должно быть.
"Такая работа очень нужна! Возможно, на уровне исследовательской группы, которая работала бы во взаимодействии с Правительственной комиссией по русскому языку, - считает лингвист. - Такая группа могла бы при необходимости решать и какие-то оперативные вопросы, связанные с появлением нового понятия, а значит, и нового слова. Помню, как возник "каршеринг": сейчас мы уже начали привыкать, а поначалу слово показалось очень несимпатичным. Но как назвать?.. Вот для чего нужна помощь специалистов - для того, чтобы выработать рекомендации. Но именно рекомендации, а не запреты! Запретов язык точно не потерпит".