Антон Деникин был участником Русско-японской войны и Первой мировой. В Гражданскую стал одним из лидеров Белого движения, возглавил Добровольческую армию и Вооруженные силы Юга России.
А в 1920-м эмигрировал в Англию. Правда, там надолго не задержался - протестуя против желания британского правительства заключить мир с Советской Россией, перебрался в Бельгию. Там Деникин приступил к написанию документального исследования о Гражданской войне - "Очерков русской смуты".
В конце 1920-го в письме бывшему главе английской миссии на Юге России генералу Бриггсу сообщал, что "удалился от политики и ушел весь в историческую работу" и что в работе находит "некоторое забвение от тяжелых переживаний".
Они выразились и в этих строках, которые Антон Деникин написал в Брюсселе в 1921 году:
"Армия в 1917 году сыграла решающую роль в судьбах России. Ее участие в ходе революции, ее жизнь, растление и гибель - должны послужить большим и предостерегающим уроком для новых строителей русской жизни.
И не только в борьбе с нынешними поработителями страны. После свержения большевизма, наряду с огромной работой в области возрождения моральных и материальных сил русского народа, перед последним с небывалой еще в отечественной истории остротой встанет вопрос о сохранении его державного бытия.
Ибо за рубежами русской земли стучат уже заступами могильщики и скалят зубы шакалы, в ожидании ее кончины.
Не дождутся. Из крови, грязи, нищеты духовной и физической встанет русский народ в силе и в разуме".
Во время Второй мировой Деникин оказался на юге Франции, которая была оккупирована фашистами, и не стал регистрироваться в немецкой комендатуре как лицо без гражданства - ими являлись русские эмигранты. Деникин объяснил, что является подданным Российской империи, и что это подданство у него никто не отбирал.
Генерал-эмигрант оставался противником советского строя, но отклонял предложения сотрудничать с фашистским режимом, предостерегал от этого других русских. По некоторым данным, Антон Иванович направлял собственные сбережения на медикаменты для бойцов Красной армии.
Вот только о возвращении на Родину после капитуляции Германии и разграничения сфер влияния в Европе речи не шло. В 1945-м Деникин переехал в США, где прожил совсем недолго. В 1947-м он скончался от сердечного приступа и был с воинскими почестями похоронен в Детройте. А через пять лет прах Деникина перенесли в штат Нью-Джерси, на православное кладбище.
Но Антону Ивановичу все же было суждено вернуться домой. В 2005-м останки генерала и его жены Ксении Васильевны были перевезены в Россию и захоронены в некрополе московского Донского монастыря.
Деникин умер, работая над своей автобиографией "Путь русского офицера", при этом недописанными оказались строки о Брусиловском прорыве - наступлении Юго-Западного фронта в 1916 году, за которое генерал был отмечен редчайшей наградой императорской России - "Георгиевским оружием, бриллиантами украшенным".
При перезахоронении останков Деникина в России офицеры почетного караула несли его награды, в том числе георгиевскую шашку без бриллиантов, которая сейчас хранится в Центральном музее Вооруженных сил в Москве.
А бриллиантовая сабля... В эмигрантские годы генерал пытался продать ее, чтобы выручить боевых товарищей.
Возможно, для этого он и был награжден ею за Брусиловский прорыв.