Столб с веревками
Откроем рассказ "Честное ленинское" С. Мирера, помещенный в сборнике 1961 г.: "В глубине двора Ульяновых стоял маленький флигелек... Коля Нефедьев с матерью поселились в нем. В первое утро на новом месте Коля вышел из флигелька и стал осматривать двор. Посредине возвышался столб с веревками - гигантские шаги... Коля побежал к гигантским шагам. Но тут из дома Ульяновых вышел невысокий мальчик и решительным шагом направился к нему.
- Как тебя зовут? Коля? А меня Володя. Давай играть вместе.
Мальчики покружились на гигантских шагах..."1
Свидетельство о гигантских шагах сохранилось и в воспоминаниях младшего брата Володи Дмитрия Ульянова о начале 1880-х гг. в Симбирске: "На дворе между каретным сараем и погребом были устроены гигантские шаги, на которых мы все катались. Чтобы Володя увлекался ими, я не помню"2.
Название "гигантские шаги" представляет собой кальку с французского "pas de ge ant". Они представляли собой столб, к вершине которого на подвижном железном круге были прикреплены веревки с петлями. Само развлечение заключалось в том, что садившиеся в петли играющие бежали вокруг столба, постепенно разгоняясь, и под воздействием центробежной силы совершали все более длинные шаги-прыжки и, наконец, оторвавшись от земли, как бы летели по воздуху. Это развлечение (известное также под названиями "гиганты" и "исполины") практиковалось в России с середины XIX по середину ХХ века.
Опасное развлечение
Вот относящееся к 1850-х гг. описание развлечения в институте благородных девиц ("гигантские шаги" однажды в тексте называются "качелями"): "Старый громадный сад доставлял девочкам много радости. Передняя площадка была удобна для всяких игр. Направо и налево на ней стояли два высоких столба "гигантских шагов", лежали колеблющиеся бревна и другие гимнастические игры... Был утомительно жаркий день, и, несмотря на запрещение бегать на "гигантских" до обеда, первый класс, воспользовавшись отсутствием классной дамы, бросился на качели. Ирочка Говорова была особенно весела; она перетягивала всех, кто хотел, то есть подпускала вниз свою веревку, и тот, кто был наверху, летал особенно легко и высоко..."3
Но развлечение было довольно опасным. Драматическое описание злоключения гимназисток при полетах на "гигантах" в 1910-х гг. содержится в автобиографической повести Лидии Будогоской: "Девочки идут по аллее к площадке, на которой устроены трапеции и гигантские шаги... На скамье против гигантов сидит реалист... Ева развеселилась.
- Давай, Нина, побегаем на гигантах.
- Давай.
Бегут к гигантам. Сорвали шляпы, кинули их на песок и схватили по петле друг против друга...
- Побежим! - крикнула звонко Ева.
И побежали. Ева хорошо бегает на гигантах... Ева разбежится, с силой оттолкнется от земли, взрывая пыль, и взлетит высоко - выше березок. Ветер рвет вихры со лба.
- Нина, - кричит Ева, - убегай! Нагоняю!
Нина убегает. Столб скрипит, скрипят ржавые петли на вершине столба. Мелькают ноги в черных чулках, развеваются юбочки. И вдруг Нина камнем с высоты. Стала на ноги и бегом к столбу вместе с петлей. Никогда так нельзя делать. Когда бегают на гигантах, нужно останавливаться вместе. Тот, кто стал, тому ничего, а кто разбежался высоко, того закрутит. Захлестнет веревку вокруг столба, начнет закручивать и может ударить головой о столб.
- Эй, - кричит Ева с высоты, - что ж ты делаешь!
И вмиг Еву закрутило. Со страшной силой крутит вокруг столба. Ноги высоко над землей: и до земли не достать, и из петли не вырваться. А Нина как вкопанная стоит у столба и смотрит вверх на Еву. Ева перетрусила... Совсем близко столб. Сейчас головой о столб - и вылетят мозги...
Раз! Кто-то схватил Еву за ноги, рванул с силой к себе и остановил.
- Так можно убиться, - сказал сын начальницы... Потом стряхнул пыль со своей серой блузы и отошел...
Ева обозлилась.
- Ты что наделала, дура? Из-за тебя я чуть не треснулась головой о столб.
- Прости,- испугалась Нина, - у меня лопнула подвязка, и чулок спадал, не могла я при мальчике бежать"4.
"Готова крутиться с утра до вечера"
"Гигантские шаги" успешно пережили революцию.
Вера Панова (по чьей повести "Спутники", удостоенной Сталинской премии, был снят четырехсерийный телефильм "На всю оставшуюся жизнь") вспоминает: "Мне четырнадцать лет. 1919 год. Я полюбила бегать на "гигантских шагах" и плавать на байдарке, у меня выросли порядочные косички, и я переживаю свой первый роман... ...Коля Ф. приехал к ним погостить, и мы подружились на базе "гигантских шагов", крокета и байдарок"5.
А вот рассказ о жизни в сибирском Сургуте в 1920-е гг.: "Развлекались тем, что кружились на "исполинах", которые устраивались в трех местах. Вкапывали в землю крепкое восьмиметровое бревно, прикрепляли сверху вертлюг, выкованный в местной кузнице, к четырем его крюкам привязывали куски прочной веревки - и "исполин" был готов. Четверо парней и девчат усаживались на веревочные петли, дружно разбегались и, подобрав ноги, кружились вокруг столба. Иногда кто-нибудь из сильных мужчин раскручивал эту карусель с помощью длинной жерди, упершись ею в узел петли одной из веревок"6.
Ирина Лупанова, автор 670-страничного фолианта "Полвека", посвященного истории советской детской литературы, оставила следующие воспоминания о первой половине 1930-х гг.: "Мы собираемся у Ольги. У них свой дом. При доме сад, где можно предаваться чтению "запрещенной" Чарской. На дворе есть "гигантские шаги" - "гиганы", как их обычно называют. Это столб с нехитрым устройством наверху. Со столба спускаются веревки с петлей на конце. Садишься в петлю и начинаешь бегать по кругу. В какой-то момент отрываешься от земли и - летишь! Потом на секунду касаешься земли - и опять в воздухе. Только бегать нужно обязательно вдвоем или втроем - словом, чтоб ты был не один. И останавливаться нужно всем сразу - иначе закрутит и - головой об столб! Я готова крутиться на гиганах с утра до вечера"7.
В 1934 г. на экраны страны вышел музыкальный фильм "Гармонь", в котором можно увидеть "гигантские шаги". Интересно, что в 1930-е годы "гигантские шаги" могли устраиваться и в домах отдыха, на "гигантских шагах" проверяли вестибулярный аппарат будущих летчиков: "Они зашли в Дом отдыха... Между двухэтажными деревянными корпусами для отдыхающих на спортивной площадке был врыт высокий столб, а к вращающемуся на его верхушке кольцу прикреплены шесть длинных канатов с петлями на конце. Усевшись в петле и взявшись за канаты, парни и девушки бежали по кругу, отталкивались от земли и вдруг взлетали в воздух. Так каждый из них то бежал по земле, то летел вокруг столба.
- Что это? - спросил Яша.
- "Гигантские шаги". Ты никогда на них не катался?
- Даже первый раз вижу.
- Подойдем, посмотрим.
Вскоре Яша с Ирой завладели двумя канатами. Это было замечательно! Яша разбегался, подпрыгивал и - летел. Даже дух захватывало...
- Видел я, как ты на "гигантских" крутился. Очень неплохо!.. Знаешь, Яков, а у тебя отличное чувство воздуха. Я наблюдал за твоими полетами на "гигантах". Воздуха не боишься, сердце крепкое, в руках и ногах силенка. У нас на таких "гигантских шагах" летчиков проверяют. Летать, значит, можешь..."8.
В книге 1961 г. "гигантские шаги" фигурируют как желательный или даже непременный элемент школьного участка: "Когда смотришь на план, нарисованный архитектором, сразу видишь весь школьный участок... Вот школьный сад.... На школьном участке есть, конечно, физкультурная площадка и гимнастический городок с турником и "гигантскими шагами"9.
В 1960-е гг. гигантские шаги еще продолжали кое-где устанавливаться, причем технология была несколько модернизирована: "Установка по весне "гигантских шагов" была заботой именно взрослых... Все просто: на вершину столба крепится большой подшипник, приспосабливают три-четыре крепких каната с петлей на концах - вот и вся хитрость. Зарывай понадежнее столб в землю, поудобней (чтоб не резало) садись на петлю и отталкивайся от земли ногами, и вот ты взлетаешь все выше и выше, кувыркаешься, переворачиваешься в воздухе. Дух захватывает от полета, и совсем неопасно"10.
Последнее упоминание игры встретилось в книге 1977 г.11 Вскоре это развлечение, радовавшее юных россиян в течение столетия, ушло из нашего быта. Ныне "гигантские шаги" в виде диковинного аттракциона изредка можно увидеть во время народных праздников в музеях под открытым небом.
- 1. Мирер С. Честное ленинское // Слушаем про Ленина. М., 1961. С. 17.
- 2. Молодые годы В.И. Ленина. По воспоминаниям современников и документам. / Сост. А.И. Иванский. М., 1957. С. 66.
- 3. Лухманова Н. Очерки из жизни в Сибири: Избранные произведения. Тюмень, 1997. С. 400, 415.
- 4. Будогоская Л. Повести. Л, 1988. С. 26-27.
- 5. Панова В. О моей жизни, книгах и читателях. Л., 1980. С. 61.
- 6. Кузнецов Л.В. Mой Сургут. Шадринск, 1996. С. 20.
- 7. Лупанова И.П. "Минувшее проходит предо мною...": Книга о пережитом. Петрозаводск, 2007. С. 59.
- 8. Фрадкин Б. Дорога к звездам. Пермь, 1958.
- 9. Мар Е. Дом, в котором ты учишься. М., 1961. С. 7.
- 10. Казарма / Сост. Н.И. Мехонцев. Орехово-Зуево, 2000. URL: http://www.opexobo-3yebo.ru/history/knigi/248-kazarma.html.
- 11. Ермолаев Ю.И. Тайные шефы: Повесть. М., 1977. С. 128.