А русские на войне своих не бросают.
Во время нашей сентябрьской поездки в ДНР и ЛНР, когда был представлен исторический спецвыпуск "Донбасс - сердце России", донбассовцы просили защитить Александра Сергеевича. Ответом стал сборник "Пушкин наш. И всё!", изданный "Российской газетой" по материалам "Родины" при поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы московского правительства.
В преддверии Нового года 3600 экземпляров сборника были доставлены школьным учителям и преподавателям вузов Донецка, Шахтерска, Луганска, Мелитополя, Геническа - всех до единого городов и поселков на присоединившихся к России территориях.
Подробности почтовой экспедиции - в путевых блокнотах наших специальных корреспондентов.
ДОНЕЦК
Столица ДНР встречает сказочной болдинской осенью. Пушкинский бульвар утопает в красках, солнце путается в кудрях поэта, который гордо смотрит с высокого постамента на утренних редких прохожих [2].
День обещал быть чудесным. И тут вдали загрохотало. То глуше, то резче. Это был не гром. Линия фронта в двадцати минутах езды от центра.
Но люди словно не замечают опасности. Они уже привыкли и живут своей жизнью. Александр Сергеевич - тоже.
ШАХТЕРСК
Площадкой для презентации стал актовый зал школы № 19. Ей досталось за эти годы. Директор Евгения Волынцева рассказывает, как под огнем украинской артиллерии по соседству рванули склады, как повылетали от взрывной волны стекла и погнулись балки, как осколки снарядов вонзились в школьные стены. Но шахтерцы залатали прорехи и продолжают работать.
- Мы принимаем "Российскую газету" и "Родину" как старых добрых друзей, - приветствовал журналистов заместитель главы Шахтерска Юрий Касицкий.- У всех в памяти интереснейшая презентация исторического спецвыпуска "Донбасс - сердце России". Новый сборник очень поможет нашим учащимся и учителям.
- Когда я смотрю, как памятники Пушкину сносят на Украине, я хочу все их забрать и поставить в нашем городе, - заметно волнуется Анна Федоренко, начальник управления образования Шахтерска [10]. - Ваш сборник - тоже памятник, он открыл нам много новых страниц о великом поэте, и эти нравственные коды Пушкина мы будем нести детям.
- Пушкин сказал: "Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!" Разве это не про тех, кто сегодня в зале, кто не бросил нашу землю, не убежал?- продолжает разговор руководитель городского объединения учителей литературы Екатерина Белицкая [9]. - Спасибо, что дали нам возможность поговорить в эти тяжелые дни о светлом русском гении, который и сегодня строит нашу жизнь по нравственным законам. Мы помним его слова: береги честь смолоду. Помним, что он милость к падшим призывал. Это сегодня на Донбассе очень важно. Прощение или месть - что сильнее? Что важнее? Благодаря вашему сборнику мы находим новые смыслы.
Накануне мы случайно услышали разговор директора школы с сахалинскими шефами: островитяне помогают донбасскому городу и стройматериалами, и компьютерами для школьных кабинетов, и спортивным инвентарем. Как было не подарить гостеприимным хозяевам сюрприз! Видеообращение нашего корреспондента Александра Тарасова из Южно-Сахалинска произвело фурор в переполненном зале: коллега передал привет донецкому городу Шахтерску от Шахтерска сахалинского[8]. Там отныне тоже собираются проводить классные часы по материалам нашего пушкинского сборника...
Все же большая у нас страна!
ЛУГАНСК
Перед встречей в Луганском педагогическом университете постояли у памятника Пушкину напротив городской администрации [14]. За долгую репортерскую жизнь нам довелось повидать много памятников возле казенных учреждений - бесчисленных вождей и пламенных революционеров. Но - Пушкин! Какова же была наша радость, когда узнали: скульптор Александр Архипович Редькин по-прежнему живет в Луганске, в прошлом году организовал на свое 90-летие персональную выставку. Конечно, мы позвонили ему и пригласили на завтрашнюю встречу. Народному художнику ЛНР, кавалеру многих наград, лауреату престижнейших премий было, что сказать землякам. И о Пушкине, и о созданном им мемориале скорбящей матери в Краснодоне...
- Конечно, приду! Я же в университете и занятия со студентами регулярно веду, и семинары, и мастер-классы, - Александр Архипович [15] был бодр и весел.
Но утром ему занеможилось. А через два дня в Геническе нас настигнет скорбная весть о кончине Мастера...
Презентация сборника давно началась, а не было и еще одного дорогого гостя. Михаил Васильевич Голубович, знаменитый на весь бывший Союз народный артист театра и кино, художественный руководитель драматического театра на Оборонной - как ангел-хранитель для луганчан. Он должен прийти!
- Сердце барахлит, давление ни к чёрту! - с одышкой поднимается Голубович по ступенькам и заходит в зал с букетом цветов для прекрасной половины нашей экспедиции. А когда трогательные аплодисменты стихают, произносит важные слова о Пушкине, о времени, о нас [17] (слева - донбасский писатель Глеб Бобров):
- Сегодня на этой презентации мы напоминаем о памяти нормальным людям. Нормальным - потому что ненормальные все равно ничего не поймут. И то, что вы сделали, то, что привезли именно сюда посвященный Пушкину сборник, - дорогого стоит. Очень дорогого...
После презентации десятки учителей выстроились в очередь за автографами журналистов на сборнике [19]. Каждый хотел увезти в свою школу именную надпись "Родина с вами!" - нашу благодарность за доверие и тепло Краснодону, Стаханову, Ровенькам, Меловому, Красному Лучу, Северодонецку [21 ]...
Сборник "Пушкин наш. И всё!" достался каждому из пришедших на встречу. А вот книг, привезенных в багажнике из самой Москвы, на всех не хватило. Методист Светлана Владимировна из Краснодона чуть не со слезами просит нас поделиться с ней новинками серии ЖЗЛ. Если не всеми, то хотя бы "Степаном Разиным". Находим в резерве последний экземпляр...
- Пойдемте за мной, - растрогалась наблюдавшая эту сцену директор университетской научной библиотеки Ирина Викторовна Морозюк [13]. - Нам Новосибирск прислал на днях новенькую детскую полиграфию "Ми-ми-мишек" и "Фиксиков". С Краснодоном поделимся!
МЕЛИТОПОЛЬ
Организатор нашей встречи Татьяна Слесаренко, начальник отдела культуры Минкульта Запорожской области, работает в Мелитополе четвертый месяц. Двое детей остались в Крыму с бабушкой, муж служит в Росгвардии. Сказать, что ей нелегко, - ничего не сказать. Из 44 вакансий в Министерстве культуры заполнены 5. Желающих работать здесь немного, не прельщают и высокие даже по московским меркам зарплаты. А молоденьких сотрудниц Татьяны мы сначала приняли за школьниц.
- Офис у нас под круглосуточной охраной: два вооруженных бойца с автоматами и два кота по кличке Мелитополь и Мариуполь, - улыбаются они.
Перед каждой презентацией составляем вместе с хозяевами список выступающих. Но жизнь ломает сценарии. Второклассник Рома с таким неповторимым выражением читает про кота у Лукоморья, что у собравшихся в зале ДК железнодорожников [23] слезы на глазах. И учителя, словно школьники, уже тянут руки: "А можно мне почитать?" Ольга Захарова (теперь уж сама учительница) от начала до конца продекламировала пушкинское "К морю" [24]. И с гордостью вспомнила: когда школьницей читала Пушкина на уроке, учитель литературы отворачивалась к окну и говорила - в твоем, Оля, исполнении природа видится совсем по-другому. Благодарит нас: "Спасибо, что подарили мне счастливую возможность вспомнить детство!"
А директор школы №9, учитель русского языка и литературы Дмитрий Федорович Сивец, неожиданно читает со сцены Тютчева. И заканчивает от себя:
- Спасибо, что привезли нам настоящую русскую речь! Наконец-то она звучит в этом зале. Это еще та пытка была читать Пушкина на украинском...
Уже сворачиваем баннеры, когда на ступеньках ДК к нам подходит мужчина лет тридцати. "Знаете, я как-то постеснялся выступить, а теперь корю себя за это, - признается мужчина. - Не можете меня выслушать?". И учитель истории и обществоведения школы №20 Артем Шаповалов читает прямо на ступеньках: "Пора, мой друг, пора..." [18]. После чего без перехода начинает увлеченно рассказывать нам, почему его поразило отношение Достоевского к Пушкину...
- Мы впервые у вас в гостях, - обмолвились мы на встрече.
- Забудьте это слово, - одернули нас из зала. - Вы не в гостях. Вы дома!
ГЕНИЧЕСК
Геническ - тыловой город. Всего два прилета с 24 февраля. Но во время бомбежки погибла директор школы-интерната Наталья Ивановна Косова. В память о ней на школьной стене установлена мемориальная доска.
- За последние месяцы мы с вами сделали очень много, чтобы запустить учебный процесс, организовать логистику, питание. Но вот так душевно, для того чтобы понять кто мы и откуда, собрались первый раз благодаря "Российской газете" и "Родине", - сказал на презентации министр образования и науки Херсонской области Михаил Родиков. - Ведь в каждом из нас звучит музыка, которую рождают пушкинские строки.
Немолодая учительница, вызвавшаяся почитать Пушкина, от волнения сбилась на строчке "Вздыхать и думать про себя...". Зал мгновенно и дружно закончил: "Когда же черт возьмет тебя!"
О заместителе министра образования и науки Херсонской области Татьяне Кузьмич [28] слышали многие: это ее в августе 2020 года арестовали украинские спецслужбы- за руководство детским обществом русско-белорусско-украинской дружбы "Русич". Одно из мероприятий, которое полюбилось когда-то херсонцам, - конкурс "Пушкинская красавица". Но вскоре и Пушкин, и Татьяна стали там персонами нон грата.
- В восемь утра пришли мужчины в масках, человек двенадцать. Сказали, что я шпионка. Перетрясли всю мою почту, нашли переписку с российскими коллегами. Мои поездки в Москву и Крым тоже пристегнули к обвинению. Сфабриковали дело - 11 томов. Мне повезло: был карантин, и мне дали отдельную камеру в СИЗО. Мама принесла мне книги, я сидела, читала. Через два месяца отпустили под подписку, и я полтора года ходила с браслетом на ноге - не имела права пересекать границу Херсона. А когда зашли наши, российские войска, - просто сломала этот браслет, потому что следователи убежали.
Но со сцены кинотеатра "Россия" Татьяна Александровна говорит о другом:
- Ваш сборник составлен очень мудро, это прекрасное методическое пособие для учителей и интереснейший материал для детей. Ведь Херсон осиян не только именем Екатерины Великой, Григория Потемкина, Суворова, Ушакова - здесь был и Александр Сергеевич Пушкин. Граф Воронцов направил его на Херсонщину, чтобы он изучил, почему тут так много саранчи, а он представил в итоге шуточный рапорт: "Саранча летела, летела. И села. Сидела, сидела- все съела. И вновь улетела". Сохранились рассказы о том, что Пушкин причащался в херсонской церкви. И точно известно, что он встречался с теми, кто помнил его двоюродного деда Ганнибала, первостроителя Херсона. В итоге Пушкин написал "Мою родословную", ему это было очень важно.
Последние годы русский язык беспощадно вытесняли из учебных программ, - рассказывают учителя. - Планы утверждались в областном управлении образования, и там говорили: преподавайте какой угодно язык, хоть чукотский, только не русский. А ведь Геническ - русскоязычный и абсолютно пророссийский город. 24 февраля объявили специальную военную операцию, а 25-го уже все ходили тут с флагами России.
Машины в Геническе пока еще с украинскими номерами. Но на многих жовто-блакитный флаг заклеен георгиевской лентой.
На главной пешеходной улице возле администрации Геническа стоит памятник Ленину. Так их же снесли по всей Украине! - удивились мы. Оказалось, демонтировали и этого Владимира Ильича. А сейчас вернули на место. И живые цветы к нему несут.
- А памятник Пушкину есть в Геническе? - поинтересовались мы у начальника районо Алексея Галченкова, приехавшего сюда работать из Таганрога.
- Нет... А ведь это мысль! - вдруг внимательно посмотрел на нас Алексей Сергеевич.
ДОРОГА
Иван крепок, весел и немногословен. Иван - наша удача [29].
Везти журналы из Луганска в города Запорожской и Херсонской области таксисты наотрез отказывались. "Опасно. Непонятно. Что там сейчас? Как прорваться? Да ни за какие деньги!"
И вдруг Иван. Когда рассказали ему про пушкинский сборник, - загорелся.
У Ивана Крикуненко семилетний сын Даниил, трехлетний Кирилл да старенький микроавтобус "Фольксваген Транспортер". "Пробег? Лично я недавно накатал на нем миллион километров. А до меня - не знаю, сколько он пробежал. Так что я миллионщик. А по жизни - живет наша семья в холодном флигеле. Но главное, что я богат детьми да любимой женой".
Увидел Иван тысячу с лишним наших журналов - только охнул: "Рессоры же посажу". Увидел маршрут - охнул сильнее: "Нельзя мне туда, у меня украинский паспорт, мечтаю сменить на российский, но не успел еще, на новые территории нужен спецпропуск, сделать не хватит времени".
А сроки - горят. А бюджет невелик.
- Значит, не поедешь?
- А кто поедет? Пушкин? - усмехается Иван.
Тираж везли из Луганска. Выехали перед рассветом. Туман как парное молоко, на спидометре сто, а Иван виртуозно объезжает выбоины, коварно залитые дождем.
И все-таки в одну влетели: старенький тяжело груженный микроавтобус жестоко тряхнуло, полетели на пол пачки журналов. Биение колеса возвестило: есть первая "контузия". Но обратной дороги нет.
Первый блок-пост на территории Запорожской области. Шесть утра. Темень. Дождь, переходящий в ливень.
Луч фонарика блуждает по салону, по лицам, по сумкам.
- Что в багажнике?
- Пушкин.
Старший напрягся. Открываем багажник, достаем журнал с Пушкиным на обложке.
- А-а, Александр Сергеевич! - расплывается в улыбке. - Так бы сразу и сказали. Проезжайте.
P.S. В Мелитополе, когда уже закончилась душевная дискуссия в зале ДК железнодорожников, когда все пушкинские сборники и томики ЖЗЛ были подарены, когда уже сфотографировались на память на ступеньках ДК, к нам подошла немолодая учительница. И тихонько задала вопрос, который витает здесь в воздухе и который не дает спокойно уснуть в мирной Москве:
- А мы правда вам нужны?..
Фото Сергея Емельянова.