27.12.2022 03:00
Общество

Почему историки Незалежной "стесняются" космонавта Павла Поповича, актера Леонида Быкова, политика Николая Подгорного...

Почему историки Незалежной "стесняются" космонавта Павла Поповича, актера Леонида Быкова, политика Николая Подгорного...
Текст:  Юрий Борисёнок (кандидат исторических наук)
Родина - Федеральный выпуск: №1 (123)
Продолжая знакомство с действующими сегодня на Украине учебниками истории ("Родина" 2022, N 9, 11, 12), обратим внимание на литературу для завершающего 11 класса. В фокусе авторов - почти 75-летний период с 1945 г., мы остановимся на изложении истории УССР 1940-х - 1980-х гг. Как и в остальных классах, учебники массовые. Из шести прочитанных нами наибольший тираж у сочинения Виталия Власова и Станислава Кульчицкого - 154 108 экземпляров1.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Самый "человечный" террорист

Летом 2022 г. учебные программы по истории велено было изменить. СССР отныне предписано позиционировать как "правительство имперского типа", которое якобы "присвоило суверенитет" УССР.

Примечательно, что школьная история теперь больше внимания будет уделять не "угнетению" украинцев в ХХ веке, а их "сопротивлению"2. Это значит, что деяний Бандеры и Шухевича с соратниками в действующих учебниках недостаточно. И в самом деле, в книгах для 11 класса бандеровцы и бойцы УПА представлены скромнее, чем в 10 классе. Авторы учебников хорошо знают о том, чем закончилось это "сопротивление", и стараются не разрушать легенду о "героях". О погибшем в 1950 г. Шухевиче не жалеют теплых слов. Власов и Кульчицкий даже обнаружили у командующего УПА "человечность, общительность, жизнерадостность", правда, напечатанный тут же портрет мрачного лопоухого типа может заставить школьников в этом усомниться. В краткой биографии Шухевича есть гитлеровский батальон "Нахтигаль", прочая близость к нацистам блистательно отсутствует3.

Фальсификация исторических событий 1914-1945 годов в украинских школьных учебниках

В изданном в Тернополе учебнике пяти авторов, историков Анны Хлибовской и Игоря Гирича, а также школьных учителей из Волынской области Оксаны Наумчук, Марии Крыжановской и Игоря Бурнейко раскрывается мотивация Шухевича в отношении гитлеровцев, причем выставлен "герой" каким-то недоумком:

"Учитывая опыт сечевиков4, вместе с побратимами он хотел создать войско под эгидой Германии. Поэтому и стал командиром батальона "Нахтигаль", но после ареста его офицеров окончательно понял, что нацистская Германия, как и СССР, также является врагом украинцев... Был до конца верным заповедям украинских националистов"5.

А деяния этих самых националистов неплохо иллюстрирует в остальном самый антисоветский и антироссийский учебник историков из Винницы Алексея Струкевича и Степана Дровозюка. Они совершенно справедливо указывают, что с февраля 1944 г. до поздней осени 1945 г. "националистическое подполье совершило 14,5 тыс. террористических и диверсионных актов, вследствие которых погибло не менее 30 тыс. человек, включая почти 4 тыс. представителей советской власти"6. Получается, что от рук террористов и диверсантов Шухевича массово гибли украинцы, в том числе и "представители советской власти".

В свою очередь, член-корреспондент НАН Украины Виктор Даниленко и историк Мирослава Смольницкая в своем учебнике призывают школьников уважать террористов и диверсантов: "Следует с одинаковым почтением говорить как о солдатах Красной армии, так и о воинах Украинской повстанческой армии и этнических украинцах в составе других армий - участников антигитлеровской коалиции"7.

Процветающая "колония" с крымским подарком

Вполне понятные трудности с логикой повествования возникают у всех авторов учебников при обращении к передаче Хрущевым Крыма в состав УССР в 1954 г. Самые хитрые из них избегают статистики национального состава Крымской области той поры, но в большинстве учебников она все-таки приводится. Учащимся выпускного класса приходится ломать голову, ведь цифры эти явно не в пользу "коренного" населения полуострова. Сообщаются данные всесоюзной переписи 1959 г.: в Крыму "проживало 1,2 млн человек, среди них 785 тыс. городского и 417 тыс. сельского населения. Этнический состав был таким: украинцы 22,3 %, русские 71,4 % населения"8.

Причины хрущевского решения изложены пунктиром и невнятно. По словам Власова и Кульчицкого, "на решение руководителей Кремля существенно повлияло катастрофическое экономическое положение Крыма... Только Украина могла стать естественным и надежным поставщиком Крымского полуострова". В качестве аргумента приводится и "воссоединение двух братских народов"9.

Как в украинских школьных учебниках истории ретушируют прошлое

А вот Струкевич и Дровозюк и в передаче Крыма видят проявление колониальной политики коварного Кремля: "Удерживая украинский народ в колониальной зависимости, российская и советская имперские пропагандистские машины всегда провозглашали "единство двух братских народов". С этой целью в 1954 г. было организовано пышное празднование 300-летия т.н. "воссоединения Украины с Россией""10. Именно в пропагандистских колониальных целях по случаю юбилея Крым и отдали Украине, убеждены авторы из Винницы. Логика настолько интересная, что события 2014 г. в соответствии с ней можно смело оценить как справедливый акт деколонизации Крыма. Ведь признается, что и в 1991 г. в Крыму русских было "67 % от общей численности"11.

Правда, во всех учебниках, и у Струкевича с Дровозюком тоже, приводятся убедительные цифры и факты, заставляющие усомниться в "колониальном" статусе УССР. Из изложения Власова и Кульчицкого школьник узнает, что Украина была второй по площади и населению союзной республикой. По численности населения УССР занимала шестое место в Европе, за тридцать лет, с 1959 по 1989 гг., оно увеличилось на 9,6 млн до 51,6 млн человек12.

Причем работало и жило это население все лучше и лучше. Тут и 20-процентный ежегодный прирост промышленного производства в 1950-х гг.13, и горбатый "Запорожец", автобусы ЛАЗ, тепловозы, метро в Киеве и Харькове, и самолеты Харьковского и Киевского авиазаводов, Лисичанский и Рубежненский химкомбинаты, Горловский азотно-туковый завод14... Все это впечатляет на фоне нынешней деиндустриализации. О ней, кстати, в учебниках местами сказано честно и горько. Вот только один пример из 1990-х из тернопольского учебника Натальи Сорочинской и Ольги Гисем: "За период 1990-1994 гг. валовой национальный продукт сократился на 44 %, объем промышленной продукции - на 41 %, национальный доход - на 54 %. В 1994 г. спад промышленного производства достиг своего максимума - 27,7 %. Уровень инфляции был наибольшим в мире - свыше 10 155 %. За чертой бедности оказалось 64 % населения"15. Не слаще экономике и после майданного 2014-го: ВВП "за 2013-2015 гг. сократился с 183,3 до 90,6 млрд долларов США"16.

А еще из "метрополии" на бурный индустриальный рост без проблем давали большие деньги, ведь "объекты, нужные центральному руководству, не имели трудностей с финансированием", но при этом уже "к 1956 г. часть промышленности, подчиненной правительству УССР, возросла с 35 до 76 %"17.

Следом школьники с удивлением узнают, что работавшим в этой промышленности бесплатно давали квартиры. Как верно подмечено в учебнике Власова и Кульчицкого, "на Украине "улучшили свои жилищные условия в течение 1955-1965 гг. 17,9 млн человек. Плата за государственное жилье была символической: 1 руб. 32 коп. за квадратный метр в 1957 г. (после смены масштаба цен реформой 1961 г. 13 коп.)...За 1965-1985 гг. на Украине было построено 7,3 млн новых квартир. 33 млн человек улучшили свои жилищные условия"18.

Даниленко и Смольницкая добавляют еще один соблазнительный для нынешних подростков факт: "Все занятия спортом на всех уровнях были бесплатными, а стадионы, инвентарь и форма безвозмездно давались государством"19.

/ РИА Новости

Московские украинцы

Послевоенная УССР во всех учебниках осознанно представлена как страшно далекий от реальности "остров Украина", у которого практически нет общесоветского измерения. А ведь оно хорошо известно почти всем авторам.

Как и во всех учебниках для предыдущих классов, изъятие российского и советского содержания истории Украины идет путем массированного умолчания. Что-то, правда, сохраняется, но отрывочно - так, знаковые фигуры представлены в параграфах о научных достижениях УССР. Везде упоминается как уроженец Житомира великий конструктор космических ракет Сергей Королев, но только в учебнике Даниленко и Смольницкой он представлен как "украинский ученый в области механики и процессов управления"20. О том, что отец Сергея Павловича происходил из белорусского Могилева, а сам он был, прежде всего, советским ученым, все учебники умалчивают. И совсем уж странно, что нигде ни словом не отмечен первый украинец, полетевший в космос 12 августа 1962 г. - сын кочегара из села Узин Белоцерковского района Киевской области Павел Романович Попович (1930-2009). Вроде бы и врагом народа посмертно не объявлен, и награжден в 2005-м к 75-летию "демократическим" президентом Ющенко орденом Ярослава Мудрого IV степени, но до учебников, видать, не дорос, в отличие от десятков упомянутых там мелких фигур диссидентов, националистов и "правильных" писателей и художников.

/ РИА Новости

Чтение учебников убеждает в том, что авторы были вправе упомянуть любые факты и фигуры помимо тех, кто уже обозначен в программе курса. Снятый на Киевской киностудии на русском языке фильм московского режиссера Бориса Барнета "Подвиг разведчика" в учебниках встречается, а вот дальше с другими известными фильмами киностудий УССР просто беда. Не во всех учебных книгах упомянут замечательный актер и режиссер Леонид Быков, а о том, что он снял на студии им. Довженко такие картины, как "В бой идут одни старики" и "Аты-баты, шли солдаты", сообщает только один учебник, пяти авторов во главе с Анной Хлибовской. И только там же встречается имя, пожалуй, самого известного украинского актера современности - Богдана Ступки (1941-2012)21.

/ РИА Новости

О том, что на Одесской киностудии были сняты такие шедевры, как "Весна на Заречной улице" и "Место встречи изменить нельзя", украинский выпускник так и не узнает ничего.

Не узнает он даже о том, что украинцы годами правили в таком ненавистном нынче Кремле. Учитывая уже представленные в учебниках для 9 и 10 класса претензии на сопредельные российские территории, Хрущева, уроженца курской деревни Калиновки на пограничье с нынешней Сумской областью, вполне можно зачислить в украинцы. Учебники же останавливаются в шаге от этого. Хлибовская и соавторы сообщают, что Никита Сергеевич появился на свет на "северо-западной Слобожанщине". Власов и Кульчицкий указывают, что жизнь его связана с Украиной с юности: "Он работал на шахтах Донбасса, учился на рабфаке Донецкого горного техникума"22. Но ни Калиновки, ни хрущевской супруги Нины Петровны Кухарчук с Западной Украины ни в одном учебнике мы не найдем.

Не узнают 11-классники и о том, что правивший 18 лет советской страной Леонид Брежнев до 1951 г. значился в паспорте украинцем. И о том, что при Хрущеве и Брежневе многие украинцы сделали карьеру в Москве. Струкевич и Дровозюк туманно упоминают некое "днепропетровское ядро", из которого вышли Брежнев и многолетний глава КПУ Владимир Щербицкий23. Кто еще туда входил, так и остается загадкой. Лишь Сорочинская и Гисем называют некоторые фамилии: "Выходцы с Украины заняли ведущие позиции и в союзном руководстве. Так, Р. Малиновский, А. Гречко и К. Москаленко достигли высокого звания Маршала Советского Союза, а двое первых также стали министрами обороны СССР. В. Семичастный занял пост главы союзного КГБ, а четыре украинца - А. Кириченко, Н. Подгорный, Д. Полянский и П. Шелест - вошли в состав Политбюро ЦК КПСС"24. Авторы здесь перепутали Президиум ЦК КПСС времен Хрущева и раннего Брежнева с Политбюро.

Продолжения рассказа не будет нигде. Николай Подгорный недостоин быть упомянут главой советского государства с 1965 по 1977 г., Николай Тихонов родом из Харькова - главой советского правительства с 1979-го по 1985-й. И это не считая "простых" членов Политбюро и еще двух председателей КГБ СССР - Виталия Федорчука и Виктора Чебрикова.

Назови всех высокопоставленных московских украинцев, и окажется, что именно они "угнетали" и "колонизировали" историческую родину. Учебники же для 11 класса намеренно написаны в местечковом стиле, хрущевская и брежневская Москва им не указ, зато "жизнерадостный" Шухевич в духе современных установок выставлен главным героем послевоенной истории Украины, перевернутой с ног на голову.

"Родина" продолжает анализировать современные украинские учебники истории
История Дискуссии Научная библиотека