08.01.2023 01:00
Общество

"Родина" рассказывает о внутриполитической борьбе в республиках при вхождении в Союз

Тему столетия СССР завершаем рассказом о внутриполитической борьбе в республиках при вхождении в Союз
Текст:  Валерий Безруков (доктор педагогических наук, профессор Самарского филиала Московского городского педагогического университета) Александр Лукашин (кандидат исторических наук, заместитель начальника отдела использования документов РГАСПИ ) Андрей Сорокин (кандидат исторических наук, научный руководитель РГАСПИ, ведущий рубрики "Советская история. Документы")
Родина - Федеральный выпуск: №12 (1222)
История существования Советского Союза как единого государства берет свое начало 30 декабря 1922 г. В этот день делегатами Первого Съезда Советов СССР принята Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик. В декларации подчеркивалось, что союзное государство является "достойным увенчанием заложенных еще в октябре 1917 г. основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов"1.
С. Карпов. Народы Союза Советских Социалистических Республик. Плакат. 1920-е гг.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

В тот же день был заключен Договор об образовании СССР, подписанный представителями РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской Федерации (ЗСФСР), включавшей в себя Азербайджан, Армению и Грузию. В этом договоре было отражено провозглашенное В.И. Лениным право наций на самоопределение. Статья 26 предусматривала за каждой союзной республикой право свободного выхода из состава Союза2. Впоследствии эта статья вошла во все союзные Конституции: 1924 (ст. 4)3, 1936 (ст. 17)4 и 1977 (ст. 72)5 годов.

Образованию СССР предшествовала масштабная подготовительная работа по организационному и юридическому оформлению отношений между республиками. Заключение различных соглашений и договоров между советскими республиками проходило в условиях Гражданской войны и иностранной интервенции.

1 июня 1919 г. Политбюро ЦК РКП(б) приняло постановление о военном союзе советских России, Украины, Латвии, Литвы и Белоруссии, который предполагал объединение военного командования, советов народного хозяйства, транспорта, финансовой системы, комиссариатов труда6. В развитие этого решения 20 мая 1920 г. IV Всеукраинский съезд Советов принял резолюцию о государственных отношениях между УССР и РСФСР, в соответствии с которой в состав ВЦИК планировалось включить 30 представителей ЦИК Украины7. В резолюции подчеркивалась приверженность советской власти, а лозунг "Украинской Народной Республики" назывался "предательским прикрытием для подчинения Украины международному капиталу и украинской шовинистической буржуазии"8.

Ниже мы публикуем текст проекта тезисов ЦК КП(б) Украины о государственных отношениях УССР и РСФСР, которые были утверждены IV конференцией КП(б)У в марте 1920 г., прошедшей под руководством наркома по делам национальностей РСФСР И.В. Сталина (док. № 1). В этом документе описываются основы союза советских Украины и России: защита от внешней угрозы, тесные хозяйственные связи, общность рабочего движения, близость языка и культуры.

Далее в РСФСР и УССР предлагалось объединить Высшие советы народного хозяйства, наркоматы путей сообщения, почт и телеграфов, финансов, труда, внешней торговли. Такое объединение было зафиксировано в союзном договоре между РСФСР и УССР, подписанном в Москве 28 декабря 1920 г. Объединенные наркоматы входили в состав СНК РСФСР, а в СНК УССР действовали их полпреды. 16 января 1921 г. аналогичный по содержанию союзный договор был заключен между РСФСР и Социалистической Советской Республикой Белоруссии (ССРБ)9.

21 мая 1921 г. подписан союзный договор между РСФСР и Грузинской ССР, в котором не фиксировалось объединение наркоматов, отмечалось лишь согласие правительств на заключение дополнительных соглашений об объединении военных и хозяйственных органов10. Интеграционные процессы в самом Закавказье на тот момент шли быстрее, чем их хозяйственное и военное объединение с РСФСР.

12 марта 1922 г. закавказские республики заключили союзный договор, ставший предтечей ЗСФСР. В настоящую публикацию мы включили шифротелеграмму Г.К. Орджоникидзе, направленную 12 марта 1922 г. в ЦК РКП(б) В.М. Молотову и сообщавшую о заключении этого "братского федерального союза" (док. № 2).

11 августа 1922 г. Оргбюро ЦК РКП(б) по поручению Политбюро образовало комиссию под председательством И.В. Сталина для проработки вопроса о взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками11. План Сталина, вошедший в историю под названием "плана автономизации", предполагал "формальное вступление" Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии и Армении в состав РСФСР на правах автономий. Свои соображения Сталин направил в письме В.И. Ленину 22 сентября 1922 г. и, не дожидаясь его ответа, провел их через Оргбюро 24 сентября12.

Ленин, как известно, не поддержал идею Сталина, предложив создать союзное государство - "федерацию равноправных республик", о чем сообщил в письме Л.Б. Каменеву 26 сентября 1922 г. и в телефонном разговоре со Сталиным. Сталин согласился на изменение первого параграфа резолюции: "формальное объединение вместе с РСФСР в Союз советских республик Европы и Азии"13. В письме Каменеву 6 октября 1922 г. Ленин также писал о необходимости борьбы с великорусским шовинизмом, которому Ильич, по его словам, объявлял "бой не на жизнь, а на смерть" и настаивал, чтобы в союзном ЦИК председательствовали по очереди: русский, украинец, грузин и т.д.14

6 октября 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) принял окончательное постановление о необходимости заключения договора между РСФСР, Украиной, Белоруссией и федерацией Закавказских республик об объединении в Союз Советских Социалистических Республик15.

Если политическое руководство Украины и Белоруссии поддержало данное решение, то в Грузии оно привело к идейно-политическому расколу. Между Закавказским крайкомом РКП(б), который возглавлял Г.К. Орджоникидзе, и группой в Компартии Грузии под руководством Ф.И. Махарадзе и П.Г. Мдивани возник острый конфликт. Мдивани и его сторонники выступили с требованием о вхождении Грузии в Союз ССР не через Закавказскую федерацию, а напрямую.

Ниже мы публикуем шифртелеграммы из Тифлиса в Москву, отразившие суть этой общественно-политической борьбы. Это телеграммы секретаря ЦК КП Грузии П.А. Сабашвили Сталину от 25 октября 1922 г. (док. № 3) и Г.К. Орджоникидзе И.В. Сталину от 11 ноября 1922 г. (док. № 4).

В конце октября 1922 г. был изменен состав ЦК КП Грузии, откуда были исключены противники Закавказской федерации, обвиненные в "национал-уклонизме". Ленин, который в то время был болен, не смог повлиять на ход и решения "грузинского дела", что позволило сторонникам Орджоникидзе под протекцией Сталина реализовать проект Закавказской федерации. 13 декабря 1922 г. на съезде в Баку была принята Конституция ЗСФСР, которая до конца года вошла в состав Союза ССР.

О том, что собой представлял только что созданный СССР, свидетельствует справка Центрального статистического управления о национальном составе союзных республик в мае 1923 г. (док N. 5).

Публикуемые документы хранятся в РГАСПИ в описи входящих шифротелеграмм партийных комитетов в ЦК РКП(б) - ВКП(б) (Ф. 17. Оп. 168) и описи Бюро секретариата ЦК РКП(б) (Ф. 17. Оп. 84.).

№ 1. Проект тезисов ЦК КП(б) Украины о государственных отношениях Советской Украины и Советской России

Харьков

Март 1920 г.

1. С установлением советской власти на Украине и с приближением выборов на Четвертый Всеукраинский съезд Советов национальный вопрос выдвигается во главу угла партийной полемики, что вызывает необходимость для Центрального Комитета Коммунистической партии Украины еще конкретнее обосновать свою программу по вопросу о государственных отношениях Украины и России и самым решительным образом рассеять ту атмосферу недоверия, которую заинтересованные партии и лица пытаются создать вокруг нашей деятельности.

Первая страница проекта тезисов ЦК КП(б) Украины о государственных отношениях Советской Украины и Советской России.

2. В решении вопроса о государственных отношениях Украины и России Коммунистическая партия, как и при решении всех других общественно-политических вопросов, исходит из своей основной позиции - полного уничтожения власти капиталистов и помещиков и утверждении подлинной диктатуры и крестьянской бедноты.

3. Тесная братская солидарность между рабочими и крестьянами всех стран является существенным условием всемирной Социалистической революции, без каковой победы советская власть в отдельных странах будет стоять перед постоянной угрозой "восстановления старого порядка"16. Всякие попытки разорвать или ослабить эту связь являются по существу контрреволюционными и направленными против самой власти рабочих и крестьян. Выдвигание национального вопроса во главу угла борьбы против Коммунистической партии, безразлично, делается ли это со стороны подлинно буржуазных или со стороны советских и полукоммунистических партий, является сознательной или несознательной попыткой сорвать или затруднить установление пролетарской диктатуры.

4. На примере Украины "ярче всего видна"17 контрреволюционная роль, которую там играла "националистическая агитация"18, превратившаяся в руках как украинских соглашательских партий, так и хищников международного империализма в средство борьбы и травли против социалистической Советской России и против социалистической советской власти в общем "и против освобождения укр[аинских] рабочих и крестьян"19.

5. "Независимая Украинская Народная Республика" являлась только псевдонимом власти международного империализма на Украине. При власти украинских социал-соглашателей националистов Украина превращалась фактически в иностранную колонию, а рабочие и крестьяне Украины - в рабов международного империализма.

6. Независимость украинских трудящихся масс, право пользоваться плодами их трудов, богатствами Украины - землей, рудниками, заводами может обеспечить только подлинная рабоче-крестьянская власть - Украинская Советская Социалистическая Республика. К укреплению социалистической советской власти должны быть направлены все усилия украинских рабочих и крестьян. Но опыт с Венгрией, Болгарией и с самой Украиной ясно показал, что контрреволюция легко может справиться со всеми советскими республиками, которые вследствие ограниченности своей территории и своего населения и вследствие отсутствия достаточно организованного военно-гражданского аппарата и накопленного политического опыта не могут противопоставить ей соответствующий отпор.

7. Среди всех советских республик, существовавших до сих пор, только Советская Россия была в состоянии победоносно противостоять натиску международной и внутренней контрреволюции и нанести противникам сокрушительные удары. Она одна обладает географическими условиями и экономическими и политическими ресурсами (обширная территория, громадное население, большие богатства, многомиллионный революционный промышленный пролетариат, организованный военно-гражданский аппарат, накопленный политический опыт), делающими из нее неприступную пролетарскую крепость против всех атак международного империализма. В силу сложившихся обстоятельств Советская Россия является руководителем и организатором международного пролетариата в борьбе с международным империализмом. Всякая новая советская республика, руководимая инстинктом самосохранения, ищет в Советской России опору и поддержку. Тесный союз с Советской Россией является революционным долгом всякого нового советского государства.

8. Кроме интересов обороны тесный союз Украинской Советской Социалистической Республики с Советской Россией диктуется еще рядом причин, проистекающих из их общей неразрывной исторической судьбы.

Русские и украинские рабочие и крестьянские массы были уже объединены борьбой против царского гнета и великорусской буржуазии. Они связаны близостью языка, смешанностью населения, общей экономической жизнью. Полное отделение этих двух советских государств является только искусственным процессом, находящимся в противоречии со всей прошлой и будущей борьбой украинских и русских рабочих и крестьян. Полное государственное обособление Украины ведет неминуемо к внутренней национальной борьбе на Украине и усилению экономической разрухи Украины и России.

9. Союз между советскими государствами отличается, по существу, и по форме от союза между государствами буржуазными. Развитие буржуазной государственности выражается в создании отдельных конкурирующих друг с другом национальных государств. Развитие пролетарской государственности ведет к упразднению границ, "к уничтожению национальной борьбы"20 и к созданию международной социалистической республики. Союз между советскими государствами означает объединение всех тех государственных учреждений, которые обслуживают их общие интересы, и сохранение отдельных государственных учреждений, обслуживающих специфические интересы каждой из этих республик.

Первым объединением между Украиной и Россией, продиктованным самим ходом событий, было объединение военных комиссариатов. То, что было проделано капиталистическими государствами во время мировой войны, когда одни объединились под французским военным командованием, другие - под германским, - еще с большей повелительностью было продиктовано обстоятельствами на Украине, объединившей свой военный комиссариат с Народным комиссариатом по военным делам РСФСР (подробности в директивах по военной политике).

10. Также естественно намечается объединение народных комиссариатов по иностранным делам, задачей которых та же сила обороны против международного империализма, но только иными средствами.

11. В противоположность хаотическому капиталистическому производству с его жесткой конкуренцией между отдельными капиталистами и отдельными капиталистическими странами и со всеми последствиями, вытекающими отсюда (эксплуатация рабочего класса, перепроизводство, безработица, войны), социалистическое производство, основанное на планомерной организации труда и обмена, предполагает общий производительный план между социалистическими государствами, создание общих органов для учета и распределения рабочей силы, сырья, средств производства.

Для Украины и Великороссии, экономическое развитие которых в прошлом находилось в тесной взаимной зависимости, такое объединение является необходимым и для восстановления разрушенной после четырехлетней международной войны и двухлетней гражданской войны промышленной жизни.

12. Одновременно с объединением органов совета народного хозяйства, той же самой экономической необходимостью диктуется объединение народных комиссариатов путей сообщения, почт, телеграфов, тесно связанных со всей экономической жизнью и проявляющих даже при буржуазном капиталистическом строе стремление к интернационализации.

13. Валюта и народный банк являются общими для обеих республик.

14. Общность рабочего движения России и Украины, существование единых профессиональных организаций диктует необходимость объединения народных комиссариатов в единый Федеральный народный комиссариат труда, обслуживающий интересы обеих республик.

15. Комиссариаты продовольствия обеих республик, сохраняя между собой самый тесный контакт и вырабатывая по соглашению общие планы поставок, временно остаются отдельными.

16. Объединенные комиссариаты, обслуживающие нужды обеих республик, действуют под общим контролем или через Всероссийский центральный исполнительный комитет, в который входят представители губерний УССР с правом решающего голоса по всем общим вопросам или через особый федеральный законодательный орган, созданный по соглашению Центральных исполнительных комитетов России и Украины.

При центральных объединенных комиссариатах УССР имеет своих представителей в соответственных коллегиях точно так же, как в Реввоенсовете республики.

17. Более детальные положения об организации центральных объединенных аппаратов будут разработаны по соглашению Центральных исполнительных комитетов обеих республик.

18. В полном ведении Всеукраинского центрального исполнительного комитета остаются следующие обслуживающие специфические интересы украинских масс комиссариаты: народный комиссариат просвещения, внутренних дел, земледелия, юстиции, народного здравия и социального обеспечения.

Андрей Сорокин, кандидат исторических наук, научный руководитель РГАСПИ, ведущий рубрики "Советская история. Документы"

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 84. Д. 326. Л. 2-4. Подлинник. Машинописный текст с рукописной правкой.

Первая страница проекта тезисов ЦК КП(б) Украины о государственных отношениях Советской Украины и Советской России.

№ 2. Шифротелеграмма члена Реввоенсовета Отдельной Кавказской армии Г.К. Орджоникидзе в ЦК РКП(б) В.М. Молотову

Штаб Отдельной Кавказской армии

12 марта 1922 г.21

МОСКВА ЦК РКП - МОЛОТОВУ

В секретном письме ЦК указывается на усиление национальной розни и /пропуск/ повстанческого движения в Грузии. И то и другое совершенно не соответствует действительности, никакого восстания в Грузии за все время советской власти не было. Национальная рознь не только не усилилась, а напротив, годичная наша работа дала свои плоды и враждующие между собою закавказские республики вчера заключили братский федеральный союз. Прошу соответствующее исправление внести в следующий номер письма.

ЧЛЕН ЦК РКП ОРДЖОНИКИДЗЕ

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 84. Д. 341. Л. 35. Подлинник. Машинописный текст.

Резолюция: "Копия т. Сталину. 16/III/В.Мол/" - автограф В.М. Молотова.

Первая страница проекта тезисов ЦК КП(б) Украины о государственных отношениях Советской Украины и Советской России.

№ 3. Шифротелеграмма секретаря ЦК КП Грузии П.И. Сабашвиили в ЦК РКП(б) И.В. Сталину

Тифлис

25 октября 1922 г.

МОСКВА ЦКРКП тов. СТАЛИНУ

Резолюция Пленума Цека КПГ 21 октября:

ПЕРВОЕ. Резолюция Пленума Цека РКП о Созыве Соц[иалистических] сов[етских] республик горячо приветствовать, так как в этой форме происходит безболезненное объединение важнейших Наркоматов всех республик наряду с сохранением формы самостоятельности республик, входящих в Союз.

ВТОРОЕ. В отношении зак[авказских] республик целесообразно "практическое"22 непосредственное вхождение в союз - отдельных закавказских республик.

ТРЕТЬЕ. Потому что национальная самобытность отдельных закавказских республик более резкая, чем примерно между Украиной, Белоруссией и Великороссией.

ЧЕТВЕРТОЕ. Острота национального вопроса в Закавказье усугубляется силою влияния на массы местных партий Второго интернационала.

ПЯТОЕ. Непосредственное вхождение закавказских республик в союз выгодно нашей партии в смысле борьбы с этими группами в смысле привлечения широких трудовых масс советской власти.

ШЕСТОЕ. Вхождение через Закавказскую Федерацию означает спешную /в месячный срок/ ликвидацию независимых республик - вредно, чревато отходом широких масс от советской власти.

СЕДЬМОЕ. С организационной стороны - вхождение через Зак[авказскую] федерацию создает излишний бюрократический "механизм"23, который бесцельно будет поглощать массы сил и средств.

ВОСЬМОЕ. Единство же экономической жизни Закавказья при этой форме не нарушается, поскольку важнейшие Наркоматы объединены в союзном Совнаркоме.

ДЕВЯТОЕ. Задачи же изживания национальной розни между закавказскими народами, удачно разрешаемые Союзом Соц[иалистических] Сов[етских] Республик будет в краевом масштабе разрешаться работой красных органов партии и профсоюзов.

ДЕСЯТОЕ. Вхождение закавказских республик в союз через Закавказскую Федерацию, означающее упразднение даже облика независимых республик, безусловно, вредно при нынешней международной ситуации.

ОДИННАДЦАТОЕ. На основании изложенного просить Цека РКП пересмотреть вопрос о вхождении зак[авказских] республик в Союз.

СЕКРЕТАРЬ ЦЕКА САБАШВИЛИ

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 168. Д. 10. Л. 170-170об. Подлинник. Машинописный текст.

Первая страница проекта тезисов ЦК КП(б) Украины о государственных отношениях Советской Украины и Советской России.

№ 4. Шифротелеграмма члена Президиума Закавказского крайкома ВКП(б) Г.К. Орджоникидзе в ЦК РКП(б) И.В. Сталину

Тифлис

11 ноября 1922 г.

МОСКВА ЦКРКП тов. СТАЛИНУ

Думаю, что у тебя преувеличенные опасения. Ночью Элиава24, Химшиев и др[угие] тов[арищи] выехали в Батум. Химшиев там пользуется большой популярностью, взят был благодаря домогательствам Цинцадзе25 и его группы. Противопоставлять Батум Аджарии пока, думаю, нет надобности.

На совещании секретарей уездкомов Грузии после двухдневных дебатов филиповцы и будисты получили 10 голосов, наша резолюция 20 голосов. При этом среди 10 голосовавших за их резолюцию нет противников Зак[авказской] федерации.

В своей резолюции они требовали доверия старому составу Цека и экстренный съезд. Видя, что ни одного нет даже среди их личных поклонников против Зак[авказской] федерации, они вынуждены были в трусливой форме заявить, что и они не против, а только ходатайствовали перед Цека о независимом вхождении и уничтожении Зак[авказской] федерации. Когда Махарадзе26 указали на его резолюцию об осуждении националистического предложенную им и принятую первым легальным съездом КПГ, он буквально заявил следующее: "ТОГДА Я НЕ БЫЛ ИСКРЕННИМ ИЗ-ЗА ЛИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ С МДИВАНИ, ВНЕС ЭТУ РЕЗОЛЮЦИЮ, НЕСМОТРЯ НА ОТСУТСТВИЕ РАЗНОГЛАСИЯ С НИМ"27.

Через час открывается Зак[авказская] конференция, которая, если не единогласно, то во всяком случае подавляющим большинством осудит национал-коммунистов.

Грузинские национал-коммунисты определенно сбиваются на националистическую позицию. Меньшевики выпустили ряд прокламаций и тезисов, призывающих в свои ряды. А легальный орган федералистов обосновывает необходимость уничтожения Зак[авказской] федерации. Буквально теми же соображениями, что и их национал-коммунисты.

ОРДЖОНИКИДЗЕ

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 168. Д. 11. Л. 37. Подлинник. Машинописный текст.

Первая страница проекта тезисов ЦК КП(б) Украины о государственных отношениях Советской Украины и Советской России.

№ 5. Справка ЦСУ о национальном составе союзных республик

11 мая 1923 г.

Первая страница проекта тезисов ЦК КП(б) Украины о государственных отношениях Советской Украины и Советской России.


Первая страница проекта тезисов ЦК КП(б) Украины о государственных отношениях Советской Украины и Советской России.
История Научная библиотека