Первые бумажные деньги - ассигнации - появились в России почти 255 лет назад, при императрице Екатерине II. До нее на всей территории империи для расчетов пользовались золотыми, серебряными и медными монетами. Assignatio с латинского - назначение, поручение. Ассигнация, по сути, и была платежным документом, а не полноценной банкнотой, да и выглядела скорее как документ. К 1840-м гг. ассигнации обесценились и дискредитировали себя большим количеством подделок. После денежной реформы 1843 г. Е.Ф. Канкрина ассигнации постепенно вытеснялись кредитными билетами, родственниками современных банкнот. Банковским билетам предстояло пережить еще несколько денежных реформ, изменений в дизайне, смен правительств и новшеств технического прогресса, прежде чем оказаться в наших кошельках. Перестав быть платежным средством, деньги становились объектом изучения историков и страстью коллекционеров.
Для производства бумажных денежных знаков, как правило, применяли износоустойчивые материалы, которые были в достатке: бумажную основу, "тряпичную" бумагу - смесь хлопковых и пеньковых волокон. Однако бывали весьма экзотические исключения.
В моих руках оказались уникальные, редчайшие платежные средства - кожаный и шелковый российские "рубли".
Кожаный рубль Русской Америки
Появление "кожаного рубля" связано с самой отдаленной областью Российской империи - Русской Америкой. В 1740-е гг. центром промыслового освоения северной части Тихого океана стал Иркутск. Здесь в 1781 г. купец из Рыльска Г.И. Шелихов совместно с купцами Голиковыми создал Северо-Восточную компанию, которая занималась пушным промыслом на Алеутских островах и у берегов Северной Америки. В конце 1780-х - начале 1790-х гг. Шелихов передал управление делами в Русской Америке купцу А.А. Баранову - первому главному правителю Русской Америки и инициатору создания кожаных купюр. Преемницей Северо-Восточной компании стала Российско-американская компания (РАК), подконтрольная императору и получившая 8 июля 1799 г. от Павла I исключительные привилегии. Ей были отданы в монопольное пользование все промыслы и ископаемые "на Северо-восточном берегу Америки от 55 градуса до Берингова пролива и за оный, також на островах Алеутских, Курильских и других по Северо-восточному океану лежащих"1.
Особое географическое положение территории потребовало специальных расчетов с поселенцами. Сначала зарплата в колонии выдавалась пушниной2, но в 1816 г. РАК инициировала выпуск собственных платежных средств - так называемых колониальных марок.
Отдаленность осваиваемых территорий от столицы империи была не единственной причиной, побудившей Компанию ввести собственные денежные средства для расчета: благодаря маркам не нужно было переводить в колонии деньги общегосударственного образца, и управленцы РАК осуществляли "ни для кого не стеснительный, но весьма действительный" контроль над служащими. Монеты и кредитные билеты отдавались приезжающими в Ново-Архангельскую кассу - своеобразную сберегательную кассу, в которой сбережения сохранялись и росли с процентами. Марки избавляли и от ведения денежных расчетов на бумаге, что упрощало отчетность, а кроме того, гарантировали сохранность золота и других средств, которые могли бы попасть в руки "ловких служащих", и защищали от создания фальшивок3.
Материал бон был выбран исключительный: для увеличения срока службы их печатали на обработанном пергаменте, выделанном из шкур северных животных, коих было в достатке в осваиваемом регионе. Они имели хождение только в российских владениях в Америке, вывоз из колонии был категорически запрещен4. Колониальные марки выплачивались служащим контор РАК для расчета в магазинах компании и прекрасно осуществляли мягкий контроль за движением средств в колонии - ценообразование в этих магазинах полностью контролировалось РАК5.
За первое десятилетие (1816-1826) компания выпустила в обращение марок на 42 000 руб-лей. Известны марки следующих достоинств: 10, 25, 50 копеек; 1, 5, 10, 25 рублей. Их форма и расцветка были заимствованы от российских ассигнаций выпуска 1786-1787 гг., чтобы приблизить их по внешнему виду к привычным государственным деньгам. В 1826 и 1834 гг. были инициированы еще два выпуска по 30 000 рублей для замены обветшавших марок. Возможно существование еще по крайней мере трех эмиссий - 1842, 1845 и 1858 годов. Марки ничем не обеспечивались и могли покрывать колониальные расходы6. Так что марочная система служила источником обогащения и средством контроля над промысловыми рабочими.
Первое время РАК изготавливала боны своими силами, а после того как компания перешла в ведение Министерства финансов, кожаные марки для нее стала печатать Экспедиция заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ, впоследствии ГОЗНАК). Так что марка, которую вы видите, проделала путь не менее 20 000 километров: из Петербурга на Аляску, а потом обратно на Евразийский континент.
Ввиду неграмотности большинства населения для различия номиналов сначала использовали разные цвета. После 1842 г. для обозначения достоинств купюр применяли другую схему: у марок в 10 копеек делали два отверстия в верхних углах, в 25 копеек - срезали все углы, в 50 копеек - только верхние углы.
После продажи русских владений США Российско-американская компания была ликвидирована. Почти все находившиеся в обращении денежные знаки РАК были обменены на русские государственные деньги. Сегодня сохранившиеся континентальные марки можно увидеть в столичном Государственном Историческом музее и в петербургском Музее денег ГОЗНАКа, остальные надежно хранятся в частных коллекциях и крайне редко встречаются на бонистическом рынке.
Хивинские "Шелковки"
XIX век оставил историкам кожаные купюры, а XX век удивил шелковыми. В 1873 г. Хивинское ханство признало протекторат Российской империи. После Октября 1917 г. события в Хиве развивались стремительно: в январе 1918 г. хан был убит, установлена диктатура, которая, в свою очередь, привела к восстанию, приходу Красной армии и провозглашению 26 апреля 1920 г. Хорезмской народной советской Республики.
Новая власть - новые деньги. Экономика Хивы находилась в плачевном состоянии. В качестве спасительной меры было принято решение изъять у населения монеты в обмен на кредитные деньги - ассигнации. Однако возможности напечатать большое количество бумажных денег не было: отсутствовало необходимое оборудование, специалисты и сырье. На помощь пришла смекалка и многовековые традиции региона: решено было для создания денежных средств использовать шелк.
О технологии изготовления хивинских шелковых банкнот известно немного: "На простейшем станке ткалась из натурального местного шелка лента шириной 11 см, которая нарезалась на прямоугольные куски длиной 15 см"7. На всех подлинных "шелковках" есть небольшая бахрома по бокам, получившаяся в результате небрежной поперечной резки шелковой ленты.
Местные мастера наносили на ткань цветные рисунки стойкими растительными и животными красками, поэтому банкноты получились яркими, пестрыми, похожими на маленькие восточные коврики. Первый выпуск шелковых денег Хивинского ханства, датированный 1337 годом хиджры (1918/1919), был надписан арабским шрифтом: "Бумажная деньга по высочайшему указу правительства Хорезма", украшен изображениями полумесяца и звезды, предупреждением о каре за подделку по законам государства и круглыми печатями министров финансов и внутренних дел, главного управляющего и кассира государственного банка, а также управляющего государственной казной.
Хивинское ханство успело осуществить три выпуска "шелковок" на общую сумму 3 миллиона рублей (5 таньга равнялись одному российскому рублю). Преемница Хивинского ханства, Хорезмская народная советская республика (ХНСР), продолжила изготавливать шелковые деньги, было реализовано еще 2 выпуска шелковых ассигнаций. Банкноты поражают не только материалом, но и огромной вариативностью внутри одного и того же номинала и партии - ведь все они производились вручную!
ХНСР чересчур увлеклась изготовлением денег, как шелковых, так и других. С июня 1921 г. по июнь 1922-го на бумаге, меди, атласе было напечатано 158 миллиардов 854 миллиона сумов8, что привело к их обесцениванию. В 1923 г. президиум ЦИК ХНСР принял решение о переводе в течение месяца хорезмской валюты в валюту РСФСР. Постановление строго наказывало тех, кто проводил разъяснительную работу о необходимости сохранения хорезмских денег, однако, по свидетельствам очевидцев, шелковые банкноты менять никто не спешил. Хорезмские "шелковки", не замененные в течение определенного периода времени, считались утратившими свою ценность9. Однако жители республики не отчаивались и, если верить специалистам, подарили полюбившимся денежным знакам новую жизнь. Благодаря своей износостойкости и красоте шелковые банкноты пускали на лоскутные одеяла, халаты и другие предметы одежды. Путешествовавшие по Средней Азии в 1930-1940-е гг. еще застали это удивительное явление. А кто-то сохранил эти уникальные, похожие на крошечные коврики банкноты в первозданном виде, благодаря чему мы можем увидеть их сегодня.
Банкноты - крохотные свидетели истории, могут рассказать о прошлом не меньше, чем научные труды и сборники документов, стоит лишь внимательно их рассмотреть...
- 1. Полное Собрание Законов Российской Империи. СПб., 1830. Собрание 1. Том XXV N 19030, С. 703-704.
- 2. Окунь С.Б. Российско-американская компания. М.; Л., 1939. С. 157.
- 3. Российско-американская компания (Петербург). Отзыв Комитета Российско-Американской компании на заключения составленного при Министерстве финансов Комитета об устройстве российско-американских колоний. СПб., 1861. С. 11-12.
- 4. Там же. С. 11.
- 5. Афанасьев Д.М. Российско-американские владения. СПб., 1861. С 10.
- 6. Окунь С.Б. Там же. С. 175.
- 7. Богословская И., Голендер Б. Хорезмийские шелковые деньги. / San at. 2009. N4. //http://www.sanat.orexca.com/rus/archive/4-09/bogoslovskaya_golender.shtml
- 8. История Хорезмской Народной Советской Республики. Сб. док, Ташкент, 1976. С. 199.
- 9. Центральный государственный архив Узбекистана. Ф. Р-71, Оп. 1, Д. 113, Л. 83.