20.01.2023 00:46
Общество

Стучат по дереву. Сразу 30 памятников деревянного зодчества могут убрать с исконных мест и передать "религиозным организациям"

Текст:  Артем Локалов
Богородице-Рождественская церковь 1678 года в Бережной Дуброве. Рисунок Ю. Ушакова. 1962 год.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Специальная рабочая группа обсуждает перемещение с исконных мест как минимум 30 памятников деревянного зодчества Русского Севера и центральной России. В эту группу входят представители Аппарата Правительства России; Министерства культуры; Росимущества; Департамента культуры, спорта, туризма и национальной политики, а также Русской православной церкви.

В документах говорится о возможной "передаче религиозным организациям из казны Российской Федерации объектов культурного наследия религиозного значения, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии". Цели - использование памятников религиозными организациями в уставной деятельности или музеефикация.

Документы о заседании рабочей группы опубликовала на своей странице в соцсети архитектор-реставратор из Вологды Оксана Ханова, которая хорошо знакома со многими памятниками, которые значатся в документах. Среди них Сретено-Михайловская церковь 1665 года в Красной Ляге, Богородице-Рождественская церковь 1678 года в Бережной Дуброве, Никольская церковь 1678 года в Зачачье. Это только церкви Архангельской области. Также в списке значится Петропавловская церковь 1620 года в Лычном Острове, что в Карелии, и другие храмы.

Архитектор-реставратор, академик архитектуры, советник Российской академии архитектуры и строительных наук Андрей Бодэ уже написал письмо президенту России, в котором просит "не допустить реализации замысла, который может нанести непоправимый вред отечественной культуре".

Реакция у профессиональной общественности на планы по "изъятию памятников деревянного зодчества", а фактически их изымают из мест, где они поставлены, и у людей, которые привыкли видеть их на исконной земле, - негативная. Потому что перенос памятников и то, как он будет организован грозит их полной утратой.

Кто защитит деревянное зодчество Русского Севера?

- Коллеги заметили, что в списке деревянных памятников оказался и каменный храм - Варваринская церковь в Ухострове, что в Архангельской области. Причем в списке указано, что религиозная организация дала согласие на ее перевозку. Непонятно, как это возможно. Приходится задаваться вопросом, насколько тщательно составлялся этот список, - сказала корреспонденту "Родины" архитектор-реставратор Оксана Ханова.

Она занимается исследованием памятников деревянного зодчества, ездит в экспедиции, выступает на научных конференциях, является автором публикаций и графических реконструкций. Оксана видела часть из памятников, что значатся теперь в списке рабочей группы, вживую, в том числе, минувшим летом. Об остальных известно по публикациям, книгам, фото и рассказам коллег.

- Не все они в неудовлетворительном состоянии, никакой из объектов не нужно обязательно перемещать. В некоторых селах есть приход, люди, которые ценят свои памятники и для них было бы очень странно и печально, если бы храмы решили перевезти в другое место. Храмы держат людей в тех местах, это их ценность, - отмечает архитектор-реставратор.

Но что делать с церквями, которые доживают свой век в вымерших деревнях и селах? В советское время памятники деревянного зодчества свозили в одно место и устраивали музеи под открытым небом. Самые известные - в Малых Корелах близ Архангельска, в Суздале, в Великом Новгороде.

В Нижегородской области сожгли колокольню XIX века, чтобы построить новый храм

Памятники деревянного зодчества возможно перевозить, если нельзя сохранить в исконном месте, если жители разбирают их на дрова или есть угроза поджога. Но нужны качественные демонтаж, перевозка и сборка. А это сложный процесс. Возможно ли его сейчас организовать, тем более в регионах?

- Мы знаем, что реставрация привлекает не только квалифицированных специалистов, добровольцев, которые трудятся под их научным руководством, но и организации, у которых на первом месте прибыль, а не сохранение памятника. Либо у них не хватает сотрудников с опытом. А бывает и так, что финансирование работ прекращается в середине процесса, - отмечает Оксана Ханова. - Известны примеры, когда памятник разбирали, потом деньги на работы заканчивались и все сгнивало по бревнышку. У нас в Вологде декор балкона дома однажды просто распилили пополам, потому что не влезал в машину. Собрать бревна на новом месте очень сложно, потому что они больше века находились в одном положении, осели, притерлись. При сборке может исказиться художественный облик.

Почему такой обширный список храмов, заявленных на перемещение? Они - обуза? Вместо того, чтобы реставрировать их на местах, проще передать на баланс Русской православной церкви?

Общее дело. Как волонтеры со всей страны восстанавливают деревянные храмы Русского Севера

Ханова обращает внимание на то, что в ответах Русской православной церкви как раз отмечается, что там не готовы принять в безвозмездное пользование памятники, пока их не отреставрируют:

- О сохранении храма как памятника и среды пекутся, в основном, специалисты. Не знаю, кому эта ситуация выгодна. Возможно, речь о контрактах, но я и все архитектурное сообщество очень надеется, что до контрактов дело не дойдет и памятники будут сохраняться на тех местах, где они поставлены нашими предками несколько веков назад.

История Новости