Вот как об этом вспоминал Роман Лазаревич Кармен:
"В комнате было темно, только над столом горела автомобильная лампочка, проводок которой тянулся к аккумулятору. Снимать при таком освещении было бессмысленно. Со мной была фотокамера, которой я изредка щелкал, снимая с выдержкой, рискуя, что кадр будет смазанным. Но хотя бы фотокадры! Хоть как-то запечатлеть исторический момент".
...А ведь летом 1942 года мощная группировка под командованием Паулюса, развивая темпы на степных просторах, устремилась к Волге, к Сталинграду. Казалось бы, до победы немецких войск оставался один, последний бросок. Однако защитники города навязали противнику свою тактику. Бои шли за каждую улицу, за каждый дом. Дивизии Красной армии сражались, находясь в окружении, когда до Волги оставалось 300-500 метров.
Генерал Паулюс не смог оценить масштабы подготовки окружения немецких войск. И вот теперь, в конце января 1943 года, после всех своих головокружительных побед он сидел, загнанный в подвал, ожидая своей участи...
Фельдмаршалу Паулюсу в советском плену предстоит пройти драматичный путь: он жил и в особом оперативно-пересылочном лагере в Красногорске, и на "спецобъектах", и даже на даче в Томилине под Москвой как "личный гость" Сталина. В 1944 году он присоединится к движению немецких офицеров "Свободная Германия". Еще до окончания войны Паулюс подпишет заявление к немецкому народу, где заявит, что "Германия должна отречься от Адольфа Гитлера и установить новую государственную власть...". На Нюрнбергском процессе Паулюс выступил как свидетель, приводя факты, обличавшие главарей фашистского рейха.
По воле судьбы он покинет этот мир через 17 лет после войны в очередную годовщину разгрома немецких войск в Сталинграде.
...Репортажи из Сталинграда довелось вести операторам Юго-Западного фронта - А. Кричевскому, А. Казакову, В. Орлянкину, А. Кузнецову, А. Софьину. К началу Сталинградской битвы во фронтовой киногруппе из 16 хроникеров осталось только шесть. Поэтому для укрепления в январе 1942 года на Юго-Западный фронт были направлены операторы А. Софьин, Д. Ибрагимов, М. Посельский. За период с декабря 1942 по март 1943 года группой было отснято 50 тысяч метров кинопленки.
Кстати, Российский государственный архив кинофотодокументов не только является хранилищем исторических аудиовизуальных документов, но имеет самое прямое отношение к военной истории страны. Здание, в котором сейчас располагается архив в Красногорске, было построено для размещения архива Главного управления по делам военнопленных и интернированных (ГУПВИ) НКВД СССР японскими военнопленными, доставленными с Дальнего Востока в 1946 году. Автором проекта стал военнопленный архитектор Пауль Шпигель.