Как рассказали в пресс-службе мэрии, улице решили вернуть старое название, которое якобы связано с фамилией саратовской благотворительницы Марии Дмитриевой.
В конце прошлого столетия краевед Евгений Максимов опубликовал книгу "Имя твоей улицы", в которой вспоминал старинные названия саратовских улиц, измененные в советское время. А в начале 90-х годов прошлого века некоторым улицам в городе вернули прежние имена. В тот момент это действительно выглядело возвращением к историческим корням и отказом от унификации советской эпохи, когда главная улица в любом городе должна была носить имя Ленина.
Причем тогда саратовцы отнеслись к этому разумно. Например, никому в голову не пришло переименовывать улицу Чернышевского, на которой находится дом-музей нашего земляка, в Большую Сергиевскую, как она называлась раньше.
А вот нынешнее решение выглядит странным и небесспорным. Уверен, что про Марию Федоровну Дмитриеву большинство саратовцев услышали впервые. Из материалов краеведов известно, что это была жена чиновника "питейного отделения" казенной палаты, которая пожертвовала большие средства на строительство Александро-Невского собора.
В то же время хорошо известно, что улица Сакко и Ванцетти связана с гораздо более известными именами. Здесь находится профессионально-педагогический колледж, где учился Юрий Гагарин, и народный музей первого космонавта. В другом квартале - дом, связанный с биографией Михаила Булгакова. Здесь жила первая любовь и жена писателя. Правда, имена Булгакова и Гагарина уже есть на карте Саратова. Так названы малозначительные улицы в новых районах города. Почему-то так получилось.
Свое нынешнее название улица получила в 1927 году после знаменитого суда над анархистами Сакко и Ванцетти в США. Историки до сих пор спорят, совершали ли они преступление, за которое их осудили, но все сходятся в том, что этот судебный процесс стал образцом нарушения принципов правосудия. А эта тема актуальна во все времена.
Когда-то улицу так назвали из политических соображений, но с тех пор это имя тоже стало частью истории Саратова. Улице Сакко и Ванцетти поэт Константин Симонов, который учился в школе на этой улице, посвятил стихотворение. Есть там такие строки: "Нет, судьи из Америки едва ли дождутся, чтоб мы в городке своем ту улицу переименовали!". Выходит, ошибся поэт. Бывает.
Показательна реакция некоторых горожан на предстоящее переименование: они напоминают о коммунальных проблемах в домах на этой улице, которые годами не решаются. Может, этим сначала заняться городской власти?