Мощеные улочки, как в старой Европе, и сохранившиеся здания XIX-XX веков, созданные финскими архитекторами, старинный замок и парк "Монрепо" вызывают неизменный туристический интерес. С другой стороны, при такой роскоши историко-культурного наследия город выглядит полуразрушенным и брошенным. По мнению соосновательниц проекта "Выборгская улица", в городе до сих пор, несмотря на потери и разрушения, сохранилось много значимого для истории и архитектуры, того, что еще можно спасти. Активистки хотят привлечь внимание к проблемам города.
- Однажды у меня зашел спор с одним жителем Выборга, который долго не хотел поверить, что дом, в котором он живет, не 1946 года постройки, как он привык думать, а 1905-го, - рассказывает Валентина Манн. - Отчего у людей такие провалы в знаниях, затрудняюсь сказать. Скорее всего, потому что история Выборга не очень хорошо изучалась в советское время.
С момента его основания в 1293 году Выборг успел побывать городом в составе разных стран: Новгородского государства, Швеции, Финляндии, России. Во время войны, с 1939 по 1944 год, он несколько раз переходил из рук в руки. После Великой Отечественной Выборг остался в составе СССР.
Его немного "подлатали" и забыли. Что же касается его исторической и культурной ценности, то об этом в те годы особенно не думали.
- По архитектуре Выборг - финский город, в нем есть то, чего нет больше нигде в России, - говорит Валентина Манн. - Здесь уникальная среда, и, если ее сохранить, сделать брендом, то она на долгие годы станет источником благосостояния жителей города.
Сейчас девушки вместе с волонтерами из числа петербуржцев, а также местных жителей и их зарубежных друзей собирают информацию обо всех домах Выборга по крупицам, выискивают сохранившиеся артефакты, отыскивают, отмывают и восстанавливают уникальные элементы архитектуры.
Однако создается ощущение, что этим потенциалом пока не очень-то хотят распорядиться. Впрочем, местные власти тоже можно понять: реальное сохранение зданий и их архитектурных элементов - дело сложное.
Иногда доходит до смешного. Жителю города Алексею Храмову, не так давно переехавшему из Петербурга в Выборг, пришлось потратить немало сил, чтобы управляющая компания, которая должна следить за состоянием его дома, начала следить хотя бы за элементарной чистотой в подъезде. Между тем этот самый дом - детище известного финского архитектора Аллана Шульмана, 160-летний юбилей которого отмечался в январе нынешнего года. В доме до сих пор сохранилась уникальная плитка с росписью начала XX века.
Старинный дизайн, кстати, обнаружил Алексей Храмов, занявшийся изучением истории дома, где теперь живет. Он уже отмыл несколько лестничных пролетов с этой плиткой, и сейчас соседи могут увидеть уникальную роспись воочию. Возможно, когда-нибудь увидят и туристы.
Одна из управляющий компаний города, начавшая ремонт в здании по проспекту Ленина, 8, нисколько не сомневаясь, просто сбила с фасада историческую лепнину.
- Отсутствие диалога между представителями власти, жителями, коммунальщиками - это одна из основных проблем города, - считает Валентина Манн. - И это касается не только сохранения архитектурных ценностей, но и обычной жизни. Например, люди оплачивают коммунальные услуги, но этих услуг как бы нет. Вернее, есть, но выполняются они очень некачественно, потому что рабочие не понимают ценности этих зданий. А жители не знают, как повилять на процесс.
Но с точки зрения сохранности историко-культурного наследия это еще цветочки. В конце концов, найти общий язык с бригадой строителей, ремонтирующей исторический дом, наверное, можно. А вот что делать с организацией более серьезных работ?
Для Санкт-Петербурга отстаивание исторических зданий, борьба за сохранение культурных артефактов, спасение старинной мозаики, лепнины или исторических дверей - это уже норма. В Выборге же этот процесс только начинается. Но хватит ли запала у организаторов проекта и их помощников из числа местных жителей, если власти не встанут с ними рядом? Или город останется в руинах.