У таких экономик есть имя, они - мобилизационные.
В жизни России и других постсоветских государств мобилизационная экономика как разновидность "директивной" (о ней "Родина" подробно рассказывала в январском номере за 2023 год1) была в 1918-1921 гг. (военный коммунизм), в 1930-х ("догнать и перегнать"), в Великую Отечественную. Еще один пример - Китай (форсаж, рывки) в 1950-1960-х.
Мобилизационные экономики "на рыночный лад" были созданы в России, США, Великобритании, Германии, Японии и др. в 1914-1918 гг., а также в 1939-1945 гг. (кроме России).
Мировая история мобилизационных экономик дает нам много поучительной информации к размышлению.
Все ресурсы - "в одном кулаке"
Мобилизационные экономики легко опознать, как и человека на пределе возможностей:
1. У них всегда есть сверхзадача, выходящая за рамки обычного повседневного существования.
2. Прямое, очень жесткое управление сверху, пронизывающее все клетки жизни.
3. Идеология, культура подчинены мобилизации. Никакого двоемыслия.
4. Все ресурсы общества собраны "в один кулак". Собрать - распределить - раздать.
5. Рационирование ресурсов, доведенное до крайней точки.
6. Минимум человеческого / гражданского потребления. Как правило, карточки.
7. Прямое распоряжение людьми как ресурсами. Мобилизации, принудительный труд.
8. Максимум цен назначается сверху.
9. Деньги почти ничего не стоят, прямое управление сверху их оборотом, резкий рост государственного долга, в т. ч. принудительные госзаймы, денежная эмиссия (печатный станок) для покрытия расходов государства, повышение налогового бремени.
10. Массовые реквизиции семейного имущества и средств производства.
11. Резкое увеличение рабочего времени (7 дней, 24 часа). Неимоверное напряжение человеческих сил.
12. Массовые пиковые перемещения людей и материальных ресурсов (беженцы, эвакуация людей и оборудования, военная и трудовая мобилизация, выселения, перемещения военных грузов и т.п.).
13. Крайние дефициты ресурсов (стремительный рост военного спроса, потери территорий с ресурсами, транспортной сети, перегрузки, пустые продуктовые ниши.
14. Лимиты, фонды, планы производства и распределения, контроль, надзор, шаг влево или вправо - наказания наотмашь.
Были ли похожи мобилизационные экономики в СССР (директивная) и стран с рыночным хозяйством?
В СССР государство пронизывало почти всю жизнь общества за исключением кусочков розницы (в войну "колхозные рынки", толкучки, коммерческая госторговля - это десятки процентов личного потребления). В рыночных хозяйствах старой России и западных стран огосударствления гораздо меньше, чем в директивной, хотя большая доля частного сектора ставится под прямой контроль государства или даже национализируется.
Но все мобилизационные экономики похожи. Даже когда они рыночные, в них прорастают черты директивных.
Как же они устроены - технически, инструментально?
1914-1917: техника мобилизации в России
В Первую мировую войну в России - острые дефициты в снабжении вооружением, в перевозках, в промышленности, продовольственный кризис 1916-1917 гг., топливный голод. Все это - вызовы, жить или не жить. Ответы на них отставали от хода событий, утопали в бюрократии, но все-таки созданные после многих проб и ошибок "механизмы" полностью отвечали мобилизации экономики.
О чем идет речь?
В первую очередь - централизация управления военной стороной экономики, создание вертикалей "центр - регионы". Четыре Особых совещания (по обороне государства, продовольствию, топливу, перевозкам)2 как "высшие государственные установления". Они - межведомственные (правительство, Госдума, Госсовет, крупнейшие промышленники и их объединения), из высших должностных лиц, с представительством на местах. Самое главное - Особое совещание по обороне государства (координация, вооружение, экономическая политика и т.п.)3.
Для чего созданы?
Распределение военных заказов и надзор за их исполнением, содействие созданию новых заводов, высший надзор за исполнителями.
С какими правами?
Требовать принятия и исполнения заказов, менять директоров и других управленцев; право реквизиций; право ревизии предприятий; требовать перевозок, устанавливать очередность заказов и перевозок; менять объемы и структуру производства с выдачей авансов, пособий и ссуд от казны; временно закрывать предприятия; устанавливать твердые или предельные цены, зарплату и т.п.
Работали напрямую с заводами / организациями, а также объединениями предпринимателей - "Центральным военно-промышленным комитетом" (ЦВПК) и местными ВПК (крупный и средний бизнес), "Земгором" ("Главный по снабжению армии комитет Всероссийских земского и городского союзов") (мелкий и кустарный бизнес). Все они были отстроены вертикалями: "центр - регионы".
Все это - прямое управление.
А какими способами?
1. Планы (производства, распределения, перевозок);
2. назначение цен (твердых, предельных и т.п.) и норм оплаты труда;
3. военные заказы / закупки / контракты, контроль за их исполнением;
4. непосредственное управление оперативной деятельностью (казенные заводы, заводы, изъятые из частного сектора ("секвестированные"), назначения и увольнения, ревизии, прямой доступ на предприятия);
5. создание объединений предприятий, работающих как единый механизм ("Организация Ванкова", снаряды, сотни производственных единиц)[4];
6. реквизиции имущества (земель (у "неприятельских подданных", "у выходцев из неприятельских стран")5, лошадей (в армию взято 1,5 млн лошадей, 6% их количества в стране)6, скота (50 - 60% скота в губерниях театра военных действий)7 и т.п.);
7. авансы, ссуды, отсрочки налогов, дотации, пособия от казны;
8. принудительный труд (военнопленные в различных отраслях (более 1,1 млн чел. к осени 1917 г.)8, реквизиция труда (принудительное привлечение к труду, мобилизация "инородцев" из Средней Азии9, из Сибири на тыловые работы10, завоз китайцев и корейцев))11;
9. продразверстка, насильственное изъятие хлеба в деревнях (с 1916 г.)12;
10. попытки "милитаризации труда" (перевода рабочих на "военное положение")13;
11. принудительная эвакуация предприятий и выселение из прифронтовых земель.
Яркий опыт мобилизации - "Организация Ванкова". Существовала в 1915-1918 гг. Координировала до 300 заводов, в Московском регионе - до 100 заводов, преимущественно средних и мелких, произвела 17,7 млн шт. снарядов, 31% сделанного в России, 24% общего количества с учетом импорта14.
Вот как докладывал Ванков (легендарная фигура) свою идею:
"Организация этого дела должна напоминать ... организацию крупного промышленного предприятия, во главе коего стоит уполномоченный - главный Директор - Распорядитель... Подобная организация явится, до некоторой степени, как бы технической мобилизацией Средней и Южной России"15.
Это был "своеобразный комбинат, руководитель которого снабжал предприятия сырьем, топливом, финансировал их, оказывая помощь рабочей силой и техническим руководством, окончательно разрешал все экономические вопросы. Кроме того, он имел большую административную власть над собственниками предприятий... Являясь представителем государства, Ванков имел большие административные права, но вместе с тем он являлся почти самостоятельным "предпринимателем", наделенным большой свободой в решении вопросов. Все это позволило Ванкову сколотить огромную Организацию и добиться больших результатов"16.
1914-1917: техника мобилизации в Германии, Великобритани, Франции, США
Была в них "мобилизация экономики"? Да, конечно. Делалось примерно то же, что и в России. Доля расходов правительства в национальном доходе увеличилась в Германии с 9,8% в 1913 г. до 50,1% в 1918 г., во Франции - с 10 до 53,5%, в Великобритании - с 8,1 до 35,1%, в США - с 1,8 до 16,6%17.
Типичные меры мобилизации экономики:18
1. план производства и поставок вооружений в масштабах страны;
2. централизация управления производством, распределением и снабжением по ключевым видам сырья и военной продукции, создание специальных ведомств (планы, контракты, оперативное вмешательство, контроль);
3. перевод тысяч предприятий на военное производство;
4. нормирование цен;
5. контроль за рабочей силой ("законы о трудовой повинности");
6. нормирование потребления, хлебные карточки для населения.
В Германии - план вооружений (программа Гинденбурга). Для ее исполнения - особое ведомство военного снабжения (Kriegsamt) (вертикаль сверху - вниз, сеть госуполномоченных, подчинение военному министерству) плюс "Центральный военно-промышленный совет" (объединение предпринимателей) и военные комитеты в отраслях промышленности (распределение заказов). Зона ответственности - закупка сырья, оружия и боеприпасов, рабочая сила. Плюс "принудительные синдикаты" (по сути, тресты, с централизацией управления, но не затрагивая собственности на заводы)19. Введена обязательная трудовая повинность для лиц от 17 до 60 лет, ограничена трудовая мобильность. Широко использовался принудительный труд (в 1917 г. - более 1,7 млн пленных, насильственно депортировалась рабочая сила с захваченных территорий)20. Из армии на заводы возвращены квалифицированные рабочие.
В гражданском секторе - предельные цены на продовольствие, прямое вмешательство государства в его производство и распределение, создание для этого спецагентства, рационирование потребления, введение карточек на хлеб и муку (50% продовольствия закупалось населением на черном рынке)21.
В Великобритании - создано Министерство боеприпасов (Ministry of Munitions) (координация военного производства, распределение заказов, поставка вооружений, контроль поставок сырья и материалов для производства вооружений, право брать под контроль любое предприятие по перечню связанных со снабжением армии)22. В числе руководителей министерства были Черчилль и Ллойд Джордж. Под контроль правительства (его министерств и комитетов) взяты железные дороги, морские перевозки, угольные шахты, мельницы и др. Весь выпуск ряда видов продукции поступал в распоряжение правительства (пример - нитроглицерин, джут), прямо регулировались объемы производства и распределения в ряде отраслей (строительство, металлургия, удобрения, лесная и бумажная промышленность и т.п.)23.
Правительство стало основным или единственным покупателем ряда товаров (сахар, мясо, импорт в части пшеницы, шерсти, серы, льна и т.п.). К концу войны Министерство продовольствия отвечало за 85% его поставок. В 1917-1918 гг. введены карточки на продовольствие. Труд военнопленных использовался прежде всего в сельском хозяйстве. Создана Women s Land Army ("Женская земледельческая армия", мобилизация женщин для работы на земле).
Во Франции - создано Ministre de l Armement et des fabrications de guerre (Министерство вооружений и военного производства, с вертикалями "сверху - вниз"); частные компании объединены в группы по отраслям, регионам, собственникам (координация производства, контроль цен, концентрация заказов); создан государственный секретариат военной промышленности с включением в него крупнейших промышленников24; железные дороги подчинены военному министерству и армейскому командованию25, из армии возвращена часть рабочих - в промышленность (0,5 млн чел.) и в аграрный сектор (0,3 млн)26; завезены "колониальные рабочие" (Северная Африка, Китай); использовался принудительный труд военнопленных27; введены карточки на хлеб и сахар28.
В США - централизация управления через три новых ведомства: 1) Совет по военной промышленности (War Industries Board) и его Ценовой комитет (Price Fixing Committee), функции - военные контракты и контроль за ними, координация, контроль всего распределения стали в США и т.п.29; 2) Администрация продовольствия (Food Administration, контроль производства и распределения продовольствия, создание запасов, стабилизация и фиксация цен) и ее Зерновая корпорация (Grain Corporation, покупка, запасы, продажа зерна и продуктов из него, контроль экспорта / импорта зерна); 3) Администрация топлива (Fuel Administration, распределение топлива, цены на уголь). Железные дороги были национализированы. Создан Shipping Board (Совет по перевозкам) - строительство, лизинг, реквизиции и контроль парка морских судов для перевозок во время войны30.
Как мы видим, все страны с рыночной экономикой делали примерно одно и то же.
Во время Второй мировой войны - примерно та же практика.
P.S. В любой стране, попадающей под сильнейшее давление, неизбежна мобилизация экономики. Исключений нет. Но есть поучительный опыт минувшего века, который, увы, может быть востребован, пока существует конфронтация на планете.
- 1. Объяснение директивной экономики, идей и мифов, с ней связанных, см. в статье автора "Родина", 2023, N 1.
- 2. Сокращенные наименования.
- 3. См. детальный анализ в кн.: Сидоров А. Экономическое положение России в годы Первой мировой войны. М.: Наука, 1973.
- 4. История Организации Уполномоченного Главного Артиллерийского Управления по заготовлению снарядов по французскому образцу генерал-майора С.Н. Ванкова (1915 - 1918 гг.). М.: Мнемозина, 2006.
- 5. Данилов Н. Влияние великой мировой войны на экономическое положение России. Петроград: Госиздат, 1922. С. 35.
- 6. Там же. С. 33.
- 7. Там же. С. 34.
- 8. Сидоров А. Цит. соч. С. 452.
- 9. Там же. С. 416.
- 10. Дамешек Л. Мобилизация сибирских инородцев на тыловые работы в годы Первой мировой войны. Известия ИрГУ. Серия "История". 2014. Т. 7. С. 79-87.
- 11. Сидоров А. Цит. соч. С. 418.
- 12. Там же. С. 486-489.
- 13. Там же. С. 166-171.
- 14. История Организации Уполномоченного... С. 8; Сидоров А. Цит. соч. С. 112, 117, 118.
- 15. Доклад от 28 февраля 1915 г. См. История Организации Уполномоченного... С. 305, 307.
- 16. Сидоров А. Цит. соч. С. 111, 117.
- 17Broadberry S., Harrison M. The Economics of World War I. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. P. 15.
- 18. Шигалин Г. Военная экономика в Первую мировую войну. М.: Воениздат, 1956. С. 275-278.
- 19. Там же. С. 279-281.
- 20. Broadberry S., Harrison M., 2005, P. 53.
- 21. Blum M. War, Food Rationing, and Socioeconomic Inequality in Germany during the First World War. Economic History Review, 66, 4 (2013). P. 1069-1070.
- 22. Шигалин Г. Цит. соч. С. 281-282; Broadberry S., Harrison M., 2005. P. 223.
- 23. Здесь и ниже анализ по Великобритании: Broadberry S., Harrison M., 2005. P. 223-224.
- 24. Шаров П. Влияние экономики на исход мировой войны. 1914-1918. М. Л-д: Госиздат, 1928. С. 96, 98-100.
- 25. Там же. С. 88.
- 26. Broadberry S., Harrison M., 2005. P. 176.
- 27. Шаров П. Цит. соч. С. 102.
- 28. Там же. С. 104.
- 29. Broadberry S., Harrison M., 2005. P. 328, 340.
- 30. Broadberry S., Harrison M., 2005. P. 340.