К ее столетнему юбилею "Кухня" предлагает вспомнить заоблачные меню советской эпохи.
От "Добролета" до "Аэрофлота"
17 марта 1923 года было создано Российское акционерное общество добровольного воздушного флота "Добролет". Его главной целью стала организация воздушных почтово-пассажирских и грузовых линий и развитие советской авиационной промышленности. Идея создания "Добролета", говорят, принадлежала Льву Троцкому, в то время наркому по военным и морским делам.
Именно "Добролет" открыл первую регулярную почтово-пассажирскую авиалинию Москва - Нижний Новгород.
Но бортовое питание в СССР появилось только после 1932 года, когда "Добролет" трансформировался в "Аэрофлот".
В легендарном самолете-гиганте "Максим Горький" был оборудован уютный бар, где помимо бутербродов и фруктов всегда была горячая еда в термосах. Затем какое-то время "Аэрофлот" предоставлял пассажирам питание на земле. Преодолеть большое расстояние без пересадок тогда еще было невозможно. И людей авиакомпания кормила как раз во время таких пересадок.
В январе 1935 года известный летчик Александр Евгеньевич Голованов (будущий Главный маршал авиации) получил пост начальника Восточно-Сибирского управления Гражданского воздушного флота (Иркутск). Первым делом Голованов посетил простую избу, где в то время кормили авиапассажиров, и, возмущенный низким качеством приготовленных блюд, незамедлительно уволил вороватого повара. С той поры замечаний на качество блюд не поступало.
Пассажиры еще в полете могли выбрать меню предстоящего обеда или ужина, исходя из имевшегося на борту прейскуранта, и сообщить свой выбор экипажу. После чего бортрадист связывался с радиостанцией аэропорта и передавал заказ. А на земле воздушных путешественников уже ждали готовые блюда.
Ну а началась настоящая история бортового питания с жареной курицы. Именно это нехитрое блюдо, заранее приготовленное и разогретое в духовом шкафу, предлагали авиакомпании в 1930-е. К тому времени самолеты стали надежнее, летали выше, дальше, и появилась возможность установки на борту оборудования для разогрева готовой пищи.
Чемодан "буфетчицы" Эльзы
В 1936 году на воздушной линии Москва - Баку был проведен эксперимент. Летчики сами, по собственной инициативе, перед вылетом купили продукты и напитки за свой счет. Был устроен импровизированный буфет: шкафчик со скромным угощением, которое пассажиры брали сами, а деньги за еду нужно было складывать в стоявшую здесь же копилку. Эксперимент оказался настолько удачным, что такую схему начали использовать многие другие экипажи.
А через пару лет в рейс Москва-Ашхабад отправилась юная москвичка Эльза Городецкая - первая бортпроводница "Аэрофлота". Правда, такой штатной должности еще не существовало, поэтому она официально числилась "буфетчицей". Позже Эльза вспоминала о том, как в то время было устроено бортпитание:
"Берешь большущий чемодан... Кладешь туда вилки, стаканы, тарелки, продукты, которые купила под отчет в аэропортовском ресторане, ну и разную прочую мелочь, и тащишь все - килограммов сорок - в самолет. Приходишь часа за два до вылета... Потом готовишь бутерброды, закуски, а там и посадка начинается".
В 1956 году начал полеты первый советский реактивный самолет Ту-104, на борту которого был полноценный сервис, в том числе горячие обеды. В 1961 году появился новый межконтинентальный лайнер Ту-114 с кухней на нижней палубе, модернизированными буфетами и рестораном на верхней (пассажирской) палубе. Он стал флагманом советской гражданской авиации и первым в мире двухпалубным аэробусом. На борт лайнер мог взять до 170 пассажиров. Именно на нем полетел в США Никита Хрущев, когда в 1959 году его пригласил президент Эйзенхауэр.
Крылатый гигант за океаном произвел невероятный фурор. У американцев даже не нашлось подходящего по высоте трапа. Хрущев спускался с борта по лестнице пожарной машины.
Икра черная, булка белая
До конца 1970-х практически все авиакомпании мира стремились максимально разнообразить бортовое питание пассажиров. В меню "Аэрофлота" были: курица, индейка, отварное мясо, гарнир, свежие овощи, хлеб, сыр, колбаса, масло, апельсины, яблоки, печенье, лимонад, чай, кофе, красная и черная икра. Причем последняя стала настоящей визитной карточкой советского самолетного рациона того периода.
Не прошел мимо этой темы Владимир Высоцкий:
- В ожиданьи уставший народ,
- Успокойся и землю не рой,
- Вас в компании "Аэрофлот"
- Всех накормят зернистой икрой!
А сценарист и драматург Эмиль Брагинский в своей книге "Солнце в декабре" (1969) рассказал о том, как в ожидании черной икры незаметно пролетает самый долгий рейс:
"Мы вылетели в Индию прекрасным самолетом "Ил-62" <...> Разница во времени между Москвой и Дели - два с половиной часа... Я перевел стрелку на два с половиной часа вперед и стал ожидать черной икры. Я не знаю, как это назвать - ужин или первый завтрак, - но икра была. Если хотите поесть зернистой икры отменного качества, поднимайтесь на самолете компании "Аэрофлот" на высоту 8 или 9 тысяч метров. Вам подадут <...> Я проснулся, когда второй раз кормили икрой..."
Но, кстати, в 1950-60-е, когда еще не было разделения на эконом- и бизнес-класс, всех советских пассажиров кормили одинаково.
МЕНЮ "ВЗЛЁТНОЕ"
- Салат с ветчиной и зеленым горошком
- Курица с рисом "а-ля Аэрофлот"
- Кофе с черным перцем
Знаете, почему иногда нам кажется, что в самолете кормят пресно? Из-за пониженного атмосферного давления и сухости воздуха вкус притупляется. Поэтому компании щедро добавляют в бортовое питание всевозможные соусы и приправы к блюдам.
Но мы предлагаем приготовить традиционные авиационные блюда, которые будут вкусными и на земле.
Салат с ветчиной и зеленым горошком
Эту популярную закуску в различных вариациях часто подают на борту.
Ингредиенты: яйца - 4 шт., свежие огурцы - 2-3 шт., ветчина или вареная колбаса - 250-300 г, консервированный горошек - 200 г, соль, перец черный молотый, майонез, листовой салат - по вкусу.
Рецепт: яйца отварить вкрутую в течение 10 минут. Остудить и очистить. Нарезать яйца, огурцы и ветчину соломкой. Добавить зеленый горошек. Посолить, поперчить, заправить майонезом и перемешать. Перед подачей выложить на тарелку с листьями салата.
Курица с рисом "а-ля Аэрофлот"
До сих это одно из коронных блюд на рейсах многих авиакомпаний.
Мы сделаем курицу с рисом просто на сковородке. Но можно сделать в духовке, в небольших формочках, чтобы напоминало подачу в касалетках. Касалетка - профессиональное слово бортпроводников, обозначающее ту самую коробочку из фольги, в которой приносят горячее.
Ингредиенты: курица (любые части) - примерно 500 г, белый рис - 400 г, растительное масло - 2-3 ст. л., черный молотый перец, соль - по вкусу.
Рецепт: использовать можно любые части курицы, главное - размер кусков. Он не должен быть слишком большим или слишком маленьким. Идеально - 100-150 г. В хорошо разогретой сковородке на сильном огне в течение 3-5 минут обжарить куски курицы в растительном масле. Должна получиться аппетитная корочка. Убавить огонь и оставить курицу на медленном огне еще 10-15 минут. За это время пару раз переворачивать куски. Добавить сырой рис и слегка его обжарить в образовавшейся в сковородке жидкости. При этом курицу убирать не надо. Затем влить примерно пол-литра горячей воды, добавить соль и перец по вкусу. Много специй добавлять не стоит. В "аэрофлотовской" курице 80-90-х годов их не было вовсе. Довести рис до кипения, убавить огонь до минимума, закрыть крышку и оставить сковороду на 15-25 минут (в зависимости от выбранного сорта риса). Рис не мешать!
Кофе с черным перцем
Пассажирам во времена СССР нравился "аэрофлотовский" кофе. Но не все знают почему. А все дело в секретном ингредиенте: чтобы кофе не казался жидким, в него добавляли молотый черный перец.
Ингредиенты: молотый кофе - 3 ч. л. с горкой, черный молотый перец - 1,5 г, душистый перец - 1 щепотка; вода - 200 мл; сахар - по вкусу.
Рецепт: слегка прогреть турку на огне. Добавить кофе и перец, перемешать, встряхивая турку. Влить воду, нагревать до появления пенки, затем снять с огня. Добавить душистый перец. Снова нагреть до появления пены. Снять турку с огня, слегка постучать по ней ложкой, чтобы взвесь быстрее осела на дно. Дать кофе настояться 2-3 минуты, затем разлить в чашки и добавить сахар по вкусу.