15.02.2023 08:00
Общество

Как выглядит история современной Украины в школьных украинских учебниках

История современной Украины в школьных украинских учебниках
Текст:  Юрий Борисёнок (кандидат исторических наук)
Родина - Федеральный выпуск: №2 (223)
Заканчивая наш обзор действующих на сегодняшней Украине учебников истории (см. № 9, 11, 12 за 2022 год; , № 1 за 2023 год), внимательно посмотрим, как выпускникам в 11-м классе излагают обстоятельства появления на свет современной государственности и ее развитие c конца 1980-х по 2010-е годы. Уже известные нам по изложению послевоенной истории учебные книги были изданы в 2019 г.1, не во всех из них даже успели упомянуть президентство Владимира Зеленского. В августе 2022 г. учебную программу ожидаемо ужесточили - в курс истории 11-го класса будут директивно включены заведомо антиисторическое понятие "рашизм" и рассуждения о том, что "война с РФ" началась в 2014 г. и имела "признаки геноцида"2. Впрочем, и в ныне допущенных учебниках подобных политических агиток более чем достаточно.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Перманентный кризис и хаос

Многие авторы украинских учебников истории благополучно пережили в этом качестве не одну смену власти и при очередном переиздании привычно расширяют свои тексты за счет недавно прошедшего времени и слегка корректируют написанное ранее. Получается своего рода "гибридное" изложение, в котором подчас находятся и некоторые здравые оценки.

Почему историки Незалежной "стесняются" космонавта Павла Поповича, актера Леонида Быкова, политика Николая Подгорного...
Фальсификация исторических событий 1914-1945 годов в украинских школьных учебниках
"Родина" продолжает анализировать современные украинские учебники истории
Как в украинских школьных учебниках истории ретушируют прошлое

Вот киевские авторы Виталий Власов и Станислав Кульчицкий дают суровую оценку горбачевской перестройке, ссылаясь на другого известного киевского историка и давнего соавтора Кульчицкого Юрия Шаповала. По мнению последнего, "перестройка" (слово это в учебнике повсюду в кавычках) привела к "перманентному кризису и хаосу", попытки Горбачева реформировать и модернизировать систему "в принципе были обречены на неудачу". И главное: "Во всяком случае, не подлежит сомнению, что именно начатая в 1985 г. горбачевская "перестройка" дала Украине шанс стать полноценным государством, на что сам Горбачев не рассчитывал"3.

Стало быть, в самом тиражном из действующих учебников очень даже верно подмечено, что без Михаила Сергеевича и его перестроечного детища никакой независимой Украины и близко бы не было.

Вдумчивый школяр может спросить родителей и дедушек с бабушками и достоверно узнать, что "перманентный кризис и хаос" прочно укоренились на украинской земле вот уже почти сорок лет и никуда уходить не собираются - вне зависимости от того, кто стоит у власти - Кравчук, Кучма, Ющенко, Янукович, Порошенко или Зеленский. Чтение учебников в этом только укрепляет: винницкие авторы Алексей Струкевич и Степан Дровозюк резонно замечают, что "в 2000 г. жизненный уровень свыше 80% украинцев был ниже прожиточного минимума"4. А ведь это едва ли не самое благополучное время современной украинской истории, начало второго срока президента Леонида Кучмы.

Некоторые историки не прочь даже поностальгировать "в поисках утраченного". Власов и Кульчицкий вспоминают, с каким размахом при товарище Щербицком отмечали выдуманную дату, - полторы тысячи лет украинской столице: "В 1982 г. торжественно праздновали 1500-летие Киева. Столица обогатилась разнообразными мемориальными сооружениями. Среди них - Музей В. Ленина (ныне - Международный конгресс-центр "Украинский дом"), обелиск городу-герою Киеву на площади Победы, памятный знак в честь основания Киева, что изображает трех братьев - Кия, Щека, Хорива и сестру их Лыбедь. На склонах Днепра, возле площади, которой заканчивался Крещатик (теперь Европейская), соорудили огромную арку, что символизировала братское единение русского и украинского народов. В Киеве ее называли "ярмом"5.

Текст написан эзоповым языком, но из него понятно, что "братское единение" было и в реальности, и в условиях такого единения можно было роскошно праздновать большой, хоть и фейковый, юбилей и впечатляюще обустраивать киевское городское пространство.

/ РИА Новости

А была ли Ротару?

Вот только общесоюзного измерения истории Украины ни в одном учебнике для 11-го класса не сыскать вовсе, как и в курсах истории для школьников помладше. История РСФСР и всех остальных союзных республик в изложении также отсутствует, нет сколько-нибудь внятного изложения российской истории и в преподаваемом параллельно с историей Украины курсе всеобщей истории. Изъятию подверглось даже то, что по идее создает положительный имидж Украине - а именно большой спорт и массовая культура.

В самом массовом учебнике Власова и Кульчицкого, равно как и у Струкевича с Дровозюком об украинском спорте и его действительно больших достижениях нет ни строчки. Киевские историки Виктор Даниленко и Мирослава Смольницкая очень кратко пишут и о советских, и о постсоветских украинских спортсменах, приглашая школьников узнать о них побольше самостоятельно, например на официальном сайте футбольного клуба "Динамо" (Киев), и выяснить, кто скрывается за безличной цифрой в 122 украинские олимпийские медали6.

/ РИА Новости

В учебнике пяти авторов во главе с Анной Хлибовской та же спортивная краткость (правда, имеется биография великой гимнастки Ларисы Латыниной размером в полстраницы) и та же перечислительная интонация, в которой находится место боксерам братьям Кличко, но нет места самому известному в XXI веке украинскому футболисту Андрею Шевченко7. У Натальи Сорочинской и Ольги Гисем Шевченко все-таки упомянут, но почему-то в паре с получившим скандальную известность в Испании своими нацистскими взглядами футболистом Романом Зозулей8.

Гордиться при виде краткого перечисления героев спорта некем и нечем, ведь многие из этих героев имели заслуженную всесоюзную славу, а об этом украинскому школьнику знать не положено, ведь отсюда два шага до того самого "братского единения". Потому-то и нет в учебнике Власова и Кульчицкого даже певицы Софии Ротару с ее многолетней известностью по всему СССР, и нет нигде столь же широко известных в позднесоветские годы артистов эстрады Юрия Богатикова (1932-2002) и Николая Гнатюка, несмотря на то что оба были удостоены государственных наград уже при независимой Украине.

/ РИА Новости

Язык твой - враг твой

Авторы учебников местами неплохо чувствуют глубинную сущность описываемого времени. Ни в одном учебнике для 11-го класса мы не встретим панегирика независимости, обретенной Украиной в 1991 г. Хлибовская и соавторы жалуются на незаконность действий товарища Сталина в 1939 г.: "После начала Второй мировой войны большинство западноукраинских этнических земель присоединили к УССР. Хотя это осуществили насильственными методами, оно имело бесспорное значение для формирования соборной Украины"9. Струкевич и Дровозюк видят в событиях начала 1990-х гг. только начало масштабного процесса избавления Украины от последствий виктории Петра Великого под Полтавой: "Насильственно исключенные вследствие полтавского поражения из семьи европейских народов, украинцы остались европейцами по духу и возвращаются ныне к своей европейской цивилизации"10.

А значит, население Украины, получившее независимость в 1991-м - население по большей части неправильное. Власов и Кульчицкий сетуют и в конце 2010-х гг. на "высокий уровень русифицированности украинцев, который искусственно формировался в продолжение многих десятилетий". Страшно выговорить, "для трети населения родным является русский язык (хотя эта часть общества имеет все основания требовать удовлетворения всех ее потребностей на родном языке)"11. Фраза в скобках из учебника 2019 г. в наши дни, после пушкинопадов 2022-го, безнадежно устарела, но представление о "неправильном народе" никуда не делось.

Почему 100 лет назад провалился эксперимент по коренизации населения Украины и Беларуси

Носителей русского языка и сегодня на Украине явно больше той самой трети, а вот русифицированность их имеет, по мнению авторов учебников, глубокие корни. Тут и хрущевская реформа образования 1958 г., когда родителям предоставили право выбирать язык обучения их детей. Власов и Кульчицкий справедливо пишут, что "все понимали, что родители, чтобы облегчить детям учебу, выберут в школах больших городов только русский язык. Русификация просвещения, что происходила снизу, от родителей, была особенно угрожающей"12.

А это значит, что русификация была отнюдь не искусственной, а самой что ни на есть естественной, идущей из гущи украинских масс. А выбравшиеся наверх из этой самой украинской гущи большие начальники эпохи Хрущева и Брежнева эту натуральную русифицированность только укрепляли. Струкевич и Дровозюк, будучи убеждены, что УССР якобы была "колонией", подробно пишут о том, как украинцы колонизовали сами себя:

"Манипулируя правами граждан, киевские марионетки обосновывали московскую имперскую языковую политику правом родителей выбирать язык обучения для детей. В условиях господства русского во всех сферах общественной жизни родители, особенно в больших городах, выбирали русский, который, в соответствии с их колонизованным мировоззрением, должен был обеспечить детям жизненный успех... Фактором дальнейшего активнейшего обрусения стало развитие советской русскоязычной массовой культуры, киноиндустрии и телевидения. Дети смотрели русскоязычные мультфильмы, слушали песни, стихи, афоризмы и жизненные поучения также на русском языке. На молодежь из СМИ щедро лилась общественно-политическая, бытовая и лирическая лексика, а на производстве - техническая. Сначала молодежь пыталась говорить на украинском, синхронно переводя услышанные и невольно усвоенные чуждоязычные формулировки. Но в конце концов поддавалась "диктатуре" информационной среды: модных песен, ярких фраз любимых киногероев"13.

/ РИА Новости

Признания сквозь годы

Чем ближе к современности, тем изложение во всех учебниках становится стандартным и политизированным до крайности. Скромнее прочих авторов проявили себя Даниленко и Смольницкая, ограничившись самым кратким пересказом "творения новой Украины" и даже слегка изругав проигравшего выборы в год издания учебника президента: "При П. Порошенко усилилась коррупция, социальная напряженность, не реформировали судебную систему, сохранили устаревшую модель управления государством, основанную на клановости и верховенстве одного человека"14.

В остальном же 11-классникам предлагается известная версия украинской пропаганды об "агрессивной России", "гибридной войне" и торжестве майданной демократии. Но среди стандартных формулировок нет-нет да и проскочит лучик реальной действительности, позволяющий проанализировать недавнее прошлое. Таков, в частности, взгляд Власова и Кульчицкого на причины обретения Украиной независимости в 1991 году. В учебнике упомянуты сразу семь факторов этого процесса, при этом два первых и самых главных из них не украинские:

/ РИА Новости

"Глубокий политический кризис российско-советской империи, который проявился прежде всего в противостоянии общесоюзного (М. Горбачев) и российского политических центров (Б. Ельцин) в Москве. Временная деморализация имперских сил после поражения путча, который пыталось осуществить ближайшее окружение М. Горбачева"15. Школьнику, внимательно прочитавшему эти строки, будет понятно, что происходило в 2014 и 2022 гг. по окончании в России "временной деморализации".

/ РИА Новости

Понятнее станут и корни многих сегодняшних противоречий, если внимательно вчитаться в оценку Струкевичем и Дровозюком политики первого главы независимой Украины: "Президент Л. Кравчук за основу новой государственной идеологии взял национальную концепцию украинской истории как извечной борьбы против российской неволи. Именно московским угнетением он доказывал правомерность политики отстранения Украины от России. Стремясь как можно дальше отойти от Москвы, президент содействовал утверждению украинской национальной идентичности: украинскому языку был придан статус государственного, была начата работа по украинизации государственного аппарата, просвещения, СМИ. За это Л. Кравчуку довелось заплатить утратой поддержки в русскоязычных южном и восточном регионах"16.

Тут внятно изложены основания внутриукраинского конфликта, пережившего скончавшегося в 2022 г. Леонида Кравчука и обернувшегося трагическими последствиями на постсоветском пространстве. Гордиться такой современной историей и такой независимостью, под которой скрывается "олигархическая республика" (Власов и Кульчицкий так верно именуют период с 1992 по 2013 г., но и позже все осталось тем же), не приходится, сколько ни сваливай все украинские беды на Россию. Кризис, упорно тянущийся с далеких теперь перестроечных времен, никак не мог обойти стороной и издающиеся за счет государства украинские школьные учебники, авторам которых приходится вести нелегкую гибридную войну с собственной историей.

История Научная библиотека