Так появилась посреди неприютного Кубенского озера первая каменная церковь и вслед за ней Спасо-Каменный монастырь, ставший на многие века духовным центром Русского Севера.
Спасо-Каменный монастырь: время не властноДуховный светоч был взорван в тридцатые годы прошлого столетия - якобы понадобился кирпич для строительства колхозных коровников. Скорее всего, это отговорка, никакого кирпича добыть из развалин монастыря было невозможно. Колокольня же еще долгое время служила путникам и судоходчикам маяком. Во время войны крохотный остров с останками монастырских строений служил пристанищем рыбакам.
И только много позднее в общественное сознание вернулось, как прозрение, понимание, какая ценность, какая красота была варварски уничтожена.
Архитектор-реставратор из Москвы Асафов, детство которого прошло на берегах Кубенского озера, да молодой инженер Плигин, встретившись однажды на острове, поняли, что Спас Каменный нужно во что бы то ни стало спасать. Причем радиолюбитель, парашютист Александр Плигин, сыграв свадьбу, решил украсить ее необычным поступком. Вместе с женой Надеждой они прыгнули с парашютом, приземлившись на пятачке Спасо-Каменного монастыря. И провели здесь несколько счастливых дней.
Вот тогда Александр дал обет вернуться на остров и восстановить монастырь.
Плигин в конце восьмидесятых был уже директором крупного машиностроительного завода в Вологде, наступало время очередного великого перелома, когда легко можно было прибрать к рукам завод и устроить себе красивую жизнь где-нибудь на Канарских островах среди экзотических пальм.
А он, оставив производство, поехал на остров длиною в сто двадцать и шириною в шестьдесят шагов. Поехал к развалинам Спасо-Каменного монастыря, поставив, не имея ни средств, ни поддержки властей, цель - преобразить остров и вернуть людям святыню. За десять с лишним лет безустанных трудов его семьи и добровольных помощников, приезжавших на остров, Плигин сумел привести в порядок колокольню, гостиницу, в которой останавливались его добровольные помощники и в которой создавался музей Спасо-Каменного острова.
В сентябре 2003 года на колокольне Успенской церкви Спасо-Каменного Преображенского монастыря был поднят новый золоченый крест, заговорили колокола древней святыни, которая, словно птица Феникс, вновь возрождалась из пепла.
У Александра Николаевича Плигина навернулись на глаза слезы. Более десяти лет потребовалось ему и его друзьям, чтобы свершилось это событие. Но все только начиналось...
А в декабре того же года Александра Николаевича Плигина не стало. Его похоронили здесь же на острове.
Надежда Александровна, жена Плигина, его верная помощница и единомышленница, осталась одна.
Одно время казалось, все труды были напрасны. Впереди столько дел на ее хрупкие женские плечи: не выдюжить. Но прошло немного времени, и все вокруг чудесным образом стало меняться. И дети их, нажитые с Александром, сердцем восприняли ответственность за дело родителей, впряглись в этот нелегкий воз; и друзья с удвоенной энергией подключились, и просто незнакомые люди, жители окрестных сел, епархия, правительство области пришли на помощь.
И сегодня уже явно видятся на острове очертания не поруганной, а восстанавливаемой святыни.
Паломники, побывавшие на Спасе Каменном, обязательно расскажут об удивительной светоносности этого острова. О том, что небо над ним словно светится, будь то пасмурный день, ночь ли. И что есть на острове средь развалин взорванного Преображенского собора удивительное место, где из-под земли в любое время года поднимается словно чье-то тихое дыхание, теплый воздух. Она, эта теплая проталинка, не замерзает даже в самые лютые морозы, оставляя нам надежду на близкую весну.
Наверное, не случайно и хранительницу острова-святыни зовут Надеждою.
Вологодская область