12.04.2023 03:00
"Родина"

700 театральных судеб Александра Островского

Снимки в Российском государственном архиве кинофотодокументов сохранили для нас мгновения бессмертных пьес
Текст:  Юлия Андрейкина (главный специалист отдела информационного обеспечения РГАКФД)
Родина - Федеральный выпуск: №4 (423)
Отец Островского Николай Федорович, отставной надворный советник, видел своих детей на юридическом поприще, где преуспел сам. Если младший брат Островского Михаил пошел на юридический факультет Московского университета и со временем дослужился до министра государственных имуществ, то будущий драматург с этой тропы свернул.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Тем не менее служба в московских судах подарила Островскому богатый материал, позволивший открыть для литературы и театра "небывалую страну", лежавшую по другую сторону Москва-реки.

Этой страной было купеческое, мещанское Замоскворечье.

ПортретА.Н. Островского.1860-е годы. / РГАКФД. Арх. № 30219.

Известность Островскому принесла пьеса "Свои люди - сочтемся!", опубликованная в 1850 году в журнале "Москвитянин". Комедия вышла настолько выразительной, что была запрещена цензурой, а автор - взят под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Творческие круги восприняли пьесу иначе. Так, например, вспоминает о впечатлениях от пьесы товарищ Островского по гимназии журналист Н.В. Берг:

"Вся интеллигенция Москвы заговорила об этой пьесе как о чем-то чрезвычайном, как бы... небывалом. <...> Никто не видал его постепенного развития, разных мелких, робких, отроческих статей. Сразу явилось мужественное произведение, совершилось нечто вроде чуда! Слава Островского как драматического писателя родилась и выросла в один день".

Артисты любительского спектакляпо пьесе «Свои люди — сочтемся»,состоявшегося в Пассаже. В ролиПодхалюзина — А.Н. Островский(2-й справа). Санкт-Петербург.29 апреля 1863 года. / РГАКФД. Арх. № 30219

Пьеса также была высоко оценена Н.В. Гоголем и Н.А. Некрасовым, который позднее пригласил его в журнал "Современник", где работали И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой.

Уже в 1853 году одна из его пьес "Не в свои сани не садись" была поставлена на сцене Малого театра. С той поры новая пьеса драматурга появлялась в московском Малом и петербургском Александринском театрах почти каждый сезон на протяжении тридцати лет. А поставленная в 1859 году в Александрийском театре "Гроза" была с похвалой встречена Александром II, посетившим спектакль.

Сотрудники журнала "Современник". Сидят (слева направо): И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский. Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович. 1850 год. / РГАКФД. Арх. № 30219.

Критика по-разному оценила главную героиню "Грозы" Катерину: от "луча света в темном царстве" до "добродетели, сдающейся при первом удобном случае". Сегодня эта пьеса остается одним из самых популярных произведений Островского наравне с "Бесприданницей", нашедшей признание зрителей только через десять лет после смерти автора. Действие этих пьес, как и некоторых других работ Островского, разворачивается в городке на берегу Волги - еще одного края, занимавшего особенное место в творчестве драматурга. Неудивительно, ведь он много времени проводил в своем имении Щелыково в Костромской губернии, где ныне располагается музей-заповедник А.Н. Островского. По воспоминаниям Петра Островского, другого брата, важнейший подготовительный процесс задуманной пьесы протекал обыкновенно у А.Н. Островского именно в Щелыково во время летнего отдыха на берегу реки.

Сцена из пьесы "Снегурочка" в Московском художественном театре. 1900 год. / РГАКФД. Арх. № 2-60695

Но интересовали Островского не только страсти современников. В 1870-х годах он обратился к истории Смутного времени, плодом работы стали пять "исторических хроник в стихах". А для работы над пьесой-сказкой "Снегурочка" потребовалось обратиться и к фольклорным источникам. Вот как о ней отзывался К.С. Станиславский: "Можно подумать, что этот драматург, так называемый реалист и бытовик, никогда ничего не писал, кроме чудесных стихов, и ничем другим не интересовался, кроме чистой поэзии и романтики". Действительно, "Снегурочка" разительно отличалась от других его произведений и темой и содержанием.

Рабочий момент съемок художественного фильма "Жестокий романс". Кострома. 1983 год. / РГАКФД. Арх. № 0-394705

Но и этим не исчерпывался талант нашего героя - зная несколько европейских языков, он был переводчиком древнеримских драматургов, Шекспира, Сервантеса...

Торжественное заседание, посвященное 125-летию Государственного академического Малого театра СССР. 1949 год. / РГАКФД. Арх. №0-248308

Конечно, центром творческих устремлений Островского на протяжении всей жизни оставался театр. "Моя задача - служить русскому драматическому искусству", писал он в своей "Автобиографической заметке". Долгие годы предложения Островского в дирекцию императорских театров по трансформации театра оставались без внимания. Зато никто не мог помешать драматургу общаться с актерами, в том числе на репетициях, давать советы по исполнению ролей и самому учиться у них, развивая новый русский театр. В 1886 году Островский наконец получил должность начальника репертуара московских театров и заведующего театральной школой благодаря содействию брата Михаила, министра государственных имуществ.

Актриса Нина Алисова в роли Ларисы в фильме Я.А. Протазанова "Бесприданница". 1936 год. / РГАКФД. Арх. № 30219

И, конечно, Островский был неразрывно связан с Малым театром, рядом с которым в 1929 году был установлен памятник ему.

Народная артистка СССР Вера Пашенная в роли игуменьи Меропии в пьесе "Волки и овцы" в Малом театре СССР. 1935 год. / РГАКФД. Арх. № 2-77310

В общей сложности Островский создал более 700 персонажей. В пьесах Мольера, с которым его часто сравнивали, - 372 персонажа. Но дело, разумеется, не в количестве, а в глубине и силе образов, которые и сегодня продолжают занимать актеров и зрителей.

Правнуки А.Н. Островского у памятника - в день его открытия. 27 мая 1929 года. / РГАКФД. Арх. № 2-5901

Значительная часть творческого наследия А.Н. Островского, представленная в Российском государственном архиве кинофотодокументов, запечатлела именно разнообразные постановки и экранизации его работ: это и "Бесприданница" Я.А. Протазанова (киностудия "Рот-Фронт", 1936), и "Жестокий романс" Э.А. Рязанова (киностудия "Мосфильм", 1984), и многочисленные постановки на сценах Малого театра и МХТ имени Горького. На хранении также есть биографические материалы: например, документальный фильм "А.Н. Островский" (из цикла "Великие имена России") (РГАКФД, Арх. N 30219), повествующий о жизни и творчестве драматурга.

Литературный салон Фотоальбом