С мечтой о новой жизни
Особого внимания удостаивалось искусство авангарда, в том числе архитектура, символизировавшая мечту о новой жизни, устремленная в будущее. Ее творцы были полны сил и дерзких замыслов, а советское государство обеспечивало их всевозможными заказами, будь то мемориальный объект, административное здание или рабочий клуб.
В 1920-е гг. еще не были упразднены творческие объединения (время унифицированных союзов придет в 1932 г.); они соперничали и дискутировали на страницах журналов, на выставках, конкурсах, улицах Москвы, Ленинграда, провинциальных городов. Преподаватели и выпускники архитектурного факультета Высших художественно-технических мастерских - ВХУТЕМАС (позже Высший художественно-технический институт - ВХУТЕИН) в мировом сообществе были известны не меньше, чем их коллеги из германской школы "Баухаус" - центра нового архитектурного мышления.
"Достойно показать русское искусство иностранцам"
Эта мысль красной нитью проходит в советских художественных журналах 1920-х гг. Подчеркивалось мощное культурное и политическое, а также коммерческое значение показов. Ведь состоятельные посетители и коллекционеры не прочь были приобрести понравившиеся экспонаты; заключались контракты, позволявшие расширить рынки сбыта советской художественной продукции.
Ровно через полгода после заключения Рапалльского договора между РСФСР и Веймарской республикой, 15 октября 1922 г. в берлинской галерее Ван Димена, находящейся вблизи советского посольства, открылась выставка русского искусства, официально названная "Русская художественная выставка, организованная Наркомпросом РСФСР". На открытии и в первые дни работы выставку почтили присутствием германские высокопоставленные чиновники. Как писал Народный комиссар просвещения А.В. Луначарский, "эмигрантщина, до сих пор пользовавшаяся монополией по части русского искусства, встретила все это со скрежетом зубовным"2.
Эскиз афиш и каталога сделал Л. Лисицкий, в то время живший в Германии. Вырученные средства частично предполагалось перечислить в помощь голодающим Поволжья, где проживало много этнических немцев.
Архитектурные фантазии и реалии
Среди более 1000 произведений искусства большой интерес вызвали архитектурные проекты, представлявшие своеобразное видение зданий и городов будущего. А. Лавинский в "Городе на рессорах" предлагал вариант вертикального зонирования: транспортные магистрали над улицами, здания на стальных рессорах, движущиеся лестницы... "Город" Л. Лисицкого представлял собой комбинацию геометрических плоскостей и трехмерных объектов. Он вступал в своеобразный диалог с представленным на выставке "Супрематизмом" К. Малевича.
Проект электрической станции работы Н. Габо, Дом-коммуна и Дом Советов - творения участников объединения "Живскульптарх" В. Кринского, Б. Королева, Г. Мапу, образцы праздничного оформления Москвы и Петрограда Г. Клуциса и Н. Альтмана воплощали новую реальность.
Выставку посетили 15 тысяч человек. После закрытия ее планировали перевезти в Париж, однако французские власти воспротивились этому из-за Рурского конфликта с Германией. Зато навстречу пошел городской музей Амстердама, бесплатно предоставивший свои площади. Здесь выставка также привлекла внимание посетителей, что и обеспечило ей материальный успех.
Советский флаг на Венецианской биеннале
В феврале 1924 г. между СССР и Италией были установлены дипломатические отношения. В преддверии этого события советская сторона уведомила о согласии участвовать в XIV Венецианской биеннале. Именно она стала первой площадкой представления советского искусства в рамках престижной международной выставки. На фронтоне построенного еще до Первой мировой войны российского павильона работы А.В. Щусева теперь были выведены красно-золотые буквы "URSS" ("СССР").
Открытие советского павильона 19 июля 1924 г. происходило так: "В 10 часов 15 минут на моторном катере подъехал к парадной пристани посол с женой, встреченный синдиком Венеции, властями, президентом выставки... Шествие, во главе которого шли нарядные полицейские, направилось к воротам выставки. Синематограф фиксировал встречу посланника на пристани... Подойдя к зданию, посол жестом руки пригласил присутствующих следовать за ним в павильон. В момент вхождения на лестницу взвился над павильоном флаг"3.
Президент советской Академии художественных наук, один из организаторов выставки П.О. Коган утверждал, что в павильоне "Бубновый валет" конструктивисты и другие участники были представлены так, что "плохо осведомленному в наших направлениях рядовому иностранцу становились ясными основные черты физиономии этих группировок"4. Однако площади было явно недостаточно для полутора сотен экспонатов. Павильон был перегружен разноплановыми произведениями, висевшими в непосредственной близости друг от друга, "создавая впечатление одновременно пестрого калейдоскопа и ковчега, куда вроде бы взяли всех"5. Архитектура, по сравнению с берлинской выставкой, в Венеции была представлена фрагментарно.
Внимание публики привлекали, наряду с абстрактными композициями А. Веснина, супрематистскими конструкциями А. Родченко, картинами М. Сарьяна, Р. Фалька, П. Кончаловского, Б. Кустодиева, "Бабой" А. Архипова (именно эту работу купили одной из первых), театральными эскизами В. Щуко и А. Экстер, фарфором, керамикой, работы, отражающие быт Красной армии и, конечно же, "повелевающий стихиями" вождь Красной армии Л.Д. Троцкий на холсте Ю. Анненкова. Итальянская пресса в целом положительно отозвалась об экспонатах. По продажам советский павильон опередил все остальные, правда, исходные высокие цены пришлось снизить.
Вскоре после закрытия выставки в издательстве La Bilancia, только что выпустившем переводы произведений Л. Андреева и А. Чехова, вышла брошюра итальянского художника-футуриста В. Паладини "Искусство в советской России"; автор отметил "жизненность, смелость и свободу, которые отличают русское творчество".
Даешь избу-читальню вместо кабинета графа!
Выставка декоративного искусства и художественной промышленности в Париже в 1925 г. стала крупнейшим международным смотром художественно-промышленных достижений европейских стран. Получив приглашение вскоре после дипломатического признания Францией, советская сторона сделала ставку на показ современного быта, ростков новой культуры. "Вместо "салона г-жи такой-то", "кабинета графа такого-то" мы можем представить другие "уголки" - избу-читальню, советскую школу, показать проекты наших дворцов труда, рабочих домов, поселков", - рассуждали организаторы6. Планировавшийся изначально конкурс на проект спальни-кабинета ответственного советского работника специально для демонстрации в Париже был отменен.
В советской экспозиции, наряду с изделиями кустарной и фабричной художественной промышленности, декоративной живописью и скульптурой, книжной иллюстрацией, эскизами театральных декораций и костюмов, игрушками и мебелью для детей, присутствовали модели и проекты общественных сооружений и памятников.
"Сон" архитектора Мельникова
Одним из самых интересных архитектурных достижений выставки был построенный в рекордно короткие сроки советский павильон по проекту московского архитектора, профессора ВХУТЕМАСа, ныне всемирно признанного классика архитектурного авангарда К. Мельникова. Именно он, в условиях жесткой конкуренции с ведущими советскими архитекторами, получил Первую премию в закрытом конкурсе. Деревянное каркасное двухэтажное сооружение с остеклением значительной части наружных стен полностью соответствовало утилитарным задачам павильона и новым тенденциям в архитектуре. На диагональной открытой лестнице, ведущей на второй этаж, постоянно толпился народ, а в воскресные дни выстраивались длинные очереди.
"Гараж, приснившийся поэту" - так назвал И. Эренбург советский павильон. Некоторые критики, наоборот, восприняли его "в штыки", называя "косым, кривым, перевернутым". Здание резко контрастировало с находившимися невдалеке павильонами Италии и Великобритании, отделанными дорогими материалами и роскошно декорированными.
Для советской экспозиции также были предоставлены площади в галерее эспланады Дома инвалидов и Большом выставочном дворце (Гран-Пале).
На открытие выставки к советскому павильону пришли французские рабочие; они скандировали "Да здравствуют Советы!" и пели "Интернационал".
Монументальные и архитектурные шедевры
Архитектура в советском отделе была представлена более чем 120 проектами. Большой интерес вызвали "Красный стадион в Москве" Ассоциации новых архитекторов (Аснова), удостоенный золотой медали, рабочие поселки, новые типы общественных зданий - дворцы труда, рабочие клубы, фабрики-кухни.
В Гран-Пале у входа в советскую архитектурную экспозицию стоял бюст В.И. Ленина, а также модели памятников - 26 бакинским комиссарам Г. Якулова и В. Щуко (награжден золотой медалью) и III Интернационалу В. Татлина. Они так и не украсили площади Баку и Ленинграда, а остались музейными экспонатами. Однако именно творение В. Татлина - олицетворение мечты о всемирной революции, дерзких художественных экспериментов и самого духа 1920-х гг. - на протяжении многих десятилетий неизменно становилось "гвоздем" советских художественных выставок за рубежом и бесконечно тиражировалось как символ советского авангарда. По мнению современных специалистов, башня Татлина повлияла на последующую архитектуру не меньше, чем в свое время - Эйфелева башня7.
Привлекал внимание посетителей необычный экспонат - спроектированный К. Мельниковым стеклянный саркофаг для мавзолея В.И. Ленина в виде четырехгранной удлиненной пирамиды.
Демонстрировалось несколько проектов Дворца труда в Москве, созданных в рамках объявленного Московским архитектурным обществом по поручению Моссовета конкурса 1923 г. Высшей оценки парижской выставки удостоился конструктивистский проект братьев Весниных. Он, наряду с другими "версиями" Дворца труда, не воплотился в жизнь, но вошел в историю как яркая визуализация новаций первой половины 1920-х годов и источник вдохновения архитекторов в будущем.
Не только образцы авангардной архитектуры принимались "на ура". План экспозиции и проекты павильонов Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 г., выполненные И. Жолтовским в рамках неоклассического направления, были удостоены золотой медали.
В интересах рабочих и крестьян
Как магниты притягивали посетителей модели советских образцовых учреждений для рабочих и крестьян, выставленные в галерее эспланады Дома инвалидов: изба-читальня и рабочий клуб. Они были изготовлены студентами ВХУТЕМАС под руководством преподавателей - разработчиков проектов, соответственно, А. Родченко и тандема А. Лавинский - С. Чернышев. Эти экспонаты можно рассматривать как прекрасный образец дизайнерской мысли, основанной на конструктивно-рациональном понимании предметной среды8.
Рабочий клуб соответствовал всем требованиям, предъявляемым учреждению советской пропаганды. Оптимальными можно считать оборудование уголка Ленина, стенную подвижную витрину для хранения и демонстрации материалов и другие элементы. В СССР проект клуба так и не запустили в производство. В 2021 г. специалисты воссоздали этот выставочный экспонат.
Деревянная изба-читальня с трибуной, громкоговорителем, радиомачтой над входом была рассчитана на 250 человек. Авторы до деталей продумали зонирование и расстановку мебели, которая при необходимости трансформировалась: например, складной стул-кресло превращался в парту.
По итогам выставки экспонентам отдела СССР присудили 183 награды. Павильон работы К. Мельникова, единственный из всей выставки, вторично собрали на одной из парижских улиц в качестве помещения для профсоюзного клуба.
Продолжение следует?
Итак, начало было положено. СССР с середины 1920-х гг. по мере возможности участвовал в крупнейших международных выставках. В 1926 г. во Всесоюзном обществе культурных связей с заграницей был учрежден выставочный отдел.
Советская авангардная архитектура в виде экспонатов или павильонов некоторое время еще присутствовала в международном выставочном пространстве. На выставке проектов организованного Панамериканским союзом "Конкурса для выбора архитектора монументального маяка в память Христофора Колумба, который народы мира намерены возвести в Доминиканской Республике" в 1929 г. в Мадриде и Риме были представлены работы наших лидеров как авангардных направлений, так и классической школы9. На V Триеннале в Милане в 1933 г. большой успех имела персональная экспозиция К. Мельникова; правда, самого архитектора на выставку не командировали.
Авангардные направления в архитектуре уже в 1930-е годы не соответствовали государственным приоритетам. Им на смену пришел "сталинский ампир", сориентированный на освоение наследия и монументализацию архитектурного образа.
Десятилетия спустя авангард в СССР частично "реабилитировали". А на Западе он стал пользоваться почти ажиотажным спросом. Работы В. Татлина и Л. Лисицкого, К. Мельникова и Н. Ладовского, К. Малевича и А. Родченко в условиях холодной войны с успехом демонстрировались на выставках в Лондоне, Милане, Париже, Нью-Йорке. Но это уже другая история.
- 1. Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Южного филиала Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева по теме "Архитектурно-градостроительное наследие советской эпохи: историко-культурная ценность, актуализация и сохранение".
- 2. Луначарский А.В. Русская выставка в Берлине // Луначарский А.В. Об изобразительном искусстве. М., 1967. Т. 2. С. 96-97.
- 3. Терновец Б. Письма. Дневники. Статьи. М.: Сов. художник, 1977. С. 154.
- 4. Выставка искусств в Венеции (беседа с президентом Академии художественных наук П.О. Коганом) // Жизнь искусства. 1924. N 49. С. 60.
- 5. Певзнер О. Павильон СССР на Венецианской биеннале 1924 года. Реконструкция выставки // Искусствознание. 2022. N 4. С. 259.
- 6. Коган П.С. Наши выступления на Парижской выставке // Жизнь искусства. 1924. N 50. С. 5-6.
- 7. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. Кн. 1. Проблемы формообразования. Мастера и течения. М.: Стройиздат, 1996. С. 112.
- 8. Манукян Д.В. Новые тенденции выставочного проектирования в контексте Международной выставки в Париже 1925 года // Артикульт. 2015. 19(3). С. 51.
- 9. Казусь И.А. Как советские архитекторы проектировали памятник Христофору Колумбу в Санто-Доминго // Российская история. 2013. N 5. С. 59-76.