Коллективизация и война нанесли непоправимый удар по русской деревне. В 1970-х советское правительство попыталось спасти уходящее село в нечерноземной полосе, но не вышло. Тысячи сел и деревень сровняли с землей, затопили. А вымершие просто заросли бурьяном. Они остались разве что на старых картах и в воспоминаниях.
В Ленинградской области решили напомнить об исчезнувших деревнях на стендах, которые установили там, где когда-то стояли избы и была жизнь.
Это придумали в Подпорожском районе. Петербургский предприниматель Максим Титов еще в 2006-м купил возле озера Оренженского 200 гектаров земли и хотел развивать туризм. Но потом случился кризис - и оказалось, что земли слишком много, а туристов - мало...
- Ко мне обратился Андрей Домбровский, который занимался реабилитацией людей с церебральным параличом. Спросил, могу ли продать ему кусочек земли. Узнав, чем он занимается, ответил, что землю просто подарю. И вот уже несколько лет здесь организовывают летний лагерь. К сожалению, Андрея недавно не стало, но дело его живет, - рассказал Максим Титов корреспонденту "Родины".
Но туристическая тема все равно осталась. Купивший дом в деревне Великий Двор художник Дмитрий Каварга, предложил Титову идею с установкой арт-объекта - чтобы туристов привлекать в гостевые дома. Условились так: за художником - творческая реализация, за Максимом - привлечение внимания. Так здесь появился арт-парк и Каварга-скит - огромная абстрактная инсталляция, возвышающаяся над округой.
Округой опустевшей...
- За эти годы я познакомился и со многими инициативными людьми, которые изучают историю края. В том числе, историю Великой Отечественной. Здесь были кровопролитные бои, - рассказывает Титов. - И в прошлом году я впервые увидел финскую аэрофотосъемку наших земель. Так, на фото 1942-го видны все деревни - с улицами, домами. И раньше про эти деревни слышал, а когда увидел то, что исчезло в войну и после нее, это так зацепило...
Максим говорит, что здесь давно возникло краеведческое сообщество. Совместно и решили увековечить память об исчезнувших деревнях.
- Меня разыскал правнук жителя одной из исчезнувших деревень, рассказал об истории своей семьи и сказал, что у него есть мечта поставить на месте деревни стенд с фамилиями всех жителей. Мы тоже думали об этом, а финская аэрофотосъемка 1942 года позволила точно определить, где находились деревни, - говорит Титов.
Чтобы найти информацию по всем исчезнувшим деревням округи, Максим ездил в архив в Выборг, много помогали краеведы. Наконец, в начале мая стенды были установлены там, где когда-то стояли деревенские дома. Так вернулись не сами деревни, но память о них.
Всего установили 12 стендов. Какие-то, говорит Титов, видно от дороги, какие-то оказались в лесной глуши, где их увидит разве что упертый турист или случайный рыбак.
Что известно из информации на стендах? Например, про деревню Гавриловскую - что здесь в 1496-м году жил приказчик новгородского боярина Микитка Михалев и что в 1941-м население эвакуировали, а после войны деревня не возродилась.
Стенд на месте деревня Новая Оживка сообщает о ее втором названии - Сторонова - и о том, что она была разрушена в Великую Отечественную и более не восстанавливалась.
Какие-то стенды дополнены фотографиями и фамилиями домовладельцев. Максим признается, что ожидал услышать критику, мол, кому это надо - ставить стенды в полях и лесах. А оказалось, что память об исчезнувших деревнях дорога многим.
- Осенью планируем с группой инициативных товарищей поставить таблички в районе Шимозерья - это соседняя территория, но уже в Вологодской области. В 1950-х люди из тех деревень были переселены в соседние районы, а те места обезлюдели. Снимки деревень уже получены - сейчас идет работа по подготовке текста и списков жителей, - делится планами Титов.
Даже в администрации Подпорожского района его инициативу отметили, говорят, что готовы помогать. Не деньгами, правда. Финансированием тоже Максим занимался.
Он на этой земле в мецената превратился. Титов признается, что готов дать землю тем, кто хочет чем-то заниматься на ней - фермерствовать, туризм развивать:
- Еще есть шанс привлечь инициативных людей и развивать эти места. Мне это интересно, нравится, что есть отклик. Хочется, чтобы здесь было больше жизни. О том, какой она была тут, казалось бы, недавно и уже очень давно, мы стараемся не забывать.