29.05.2023 12:32
Культура

100 лет назад на экраны вышел фильм "Красные дьяволята", ставший кинопрообразом культовых "Неуловимых мстителей"

100 лет назад на экраны вышел фильм "Красные дьяволята", ставший кинопрообразом культовых "Неуловимых мстителей"
Текст:  Руслан Мармазов
Родина - Федеральный выпуск: №6 (623) Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №152 (9097)
В 1923 году на экраны вышел немой фильм "Красные дьяволята", и несколько поколений советских зрителей потеряли покой. А отечественный кинематограф приобрел новое направление - советский вестерн.
Кадр из фильма "Красные дьяволята" / РИА Новости
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Сюжет большевика Бляхина

В 1921 году большевик Павел Бляхин скоротал время в долгом пути из Костромы в Баку за написанием повести "Красные дьяволята". В вагоне-теплушке рядом с записями всегда лежал маузер. И литературу периодически приходилось оставлять в угоду классовой борьбе.

Павел Бляхин не скрывал, что в его повести наличествуют "элементы некоторой фантастики и преувеличений". Элементы! Да там альтернативной истории - вагон и маленькая тачанка. Чего стоит один Нестор Махно, доставленный в мешке из-под муки на митинг красноармейцев, убывающих на фронт добивать барона Врангеля!

Биография Бляхина - типичный путь красного комиссара. С юных лет захвачен революционными идеями. В 1920 году возглавлял Одесский, затем Екатеринославский губревкомы. Участвовал в ликвидации махновщины, когда и проникся неподдельной ненавистью к атаману. Не дорвавшись до батьки, что называется, в натуре, Бляхин посчитался с ним на страницах "Красных дьяволят".

А затем и на экране.

Сюжет режиссера Перестиани

Добравшись до Баку, Бляхин срочно отдал рукопись в печать. В 1922 году книга "Красные дьяволята" увидела свет - и вмиг разлетелась по России. Автор же незамедлительно начал пробивать экранизацию повести. "Красный вестерн", действие которого разворачивается в окрестностях Екатеринослава, снимали в Грузии.

Иван Перестиани (1870-1959).

Через много лет, когда на советских экранах триумфально шла кинотрилогия о "Неуловимых мстителях", в титре первой серии значилось: снято по мотивам "Красных дьяволят". Однако это не совсем так.

Точнее, совсем не так.

"Дьяволята" ведь, по сути, играли в краснокожих, начитавших Фенимора Купера. Даже Махно у них - Голубая Лисица, Буденный - Красный Олень, а Ленин - Вождь всех краснокожих воинов. Но что объединяет их "дьяволят" с "неуловимыми" - фильм, снятый грузинским режиссером Иваном Перестиани, тоже был восторженно и самозабвенно любим зрителями. В ленте чувствовался азартный кавалерийский ритм, заложенный Бляхиным. Все трюки артисты исполняли без дублеров!

Роль акробата Джаксона

"Я потерял повесть Бляхина, - вспоминал режиссер Перестиани. - Рукопись бесследно исчезла".

Если так, то память у него отменная. Сюжет фильма очень близок литературной версии даже в деталях. Хотя есть и отличия. Имена главных героев, брата и сестры - Миши и Дуняши - остались нетронутыми. Но если в повести фамилия юных разведчиков Недоля, то в фильме они Петровы. А вместо китайца Ю-ю из повести, проникшегося идеями мировой революции, третьим "дьяволенком" стал негр. Цирковой акробат...

"Дьяволенок" №3 - негр Том Джаксон, силовой акробат и боксер из тифлисского цирка. / ТГЛИАМЗ

"Я решил заменить китайца негром только потому, что не было у нас китайца-актера", - искренне признался Перестиани в своих мемуарах.

Это было непросто. Сохранилась переписка между режиссером и Бляхиным. Первый убеждал второго согласиться на негра, сценарист яростно сопротивлялся. Перестиани победил, из тифлисского цирка пригласили Тома Джаксона (настоящее имя - Кадор Бен-Салиб) - силового акробата и боксера:

"Этот милый бывший сенегальский стрелок прямо-таки очаровал меня. Он слегка говорил по-русски. Солдат французской армии, оставшийся в Одессе после ретирады войск, серьезный и культурный человек, корректный и мягкий в обхождении, он очень быстро приобрел всеобщую любовь и уважение".

"Дьяволенок" №3 - негр Том Джаксон, силовой акробат и боксер из тифлисского цирка. / ТГЛИАМЗ

Чернокожий атлет был не единственным цирковым в "Красных дьяволятах". Его и привел в кино уже утвержденный на роль Мишки наездник и "рыжий" коверный клоун "Пач-Пач" Павел Есиковский. На роль Дуняши утвердили эквилибристку Софью Липкину (псевдоним - Жозеффи). Их простоватая игра вполне укладывалась в рамки немого кино, а умение исполнять головоломные трюки делало фильм захватывающим.

"Дьяволята", по сути, играли в краснокожих, начитавшись Фенимора Купера...

Ресурс командующего Егорова

Постановка советского вестерна не состоялась бы, не окажи кинематографистам помощь командующий Кавказской Краснознаменной армией Александр Егоров. Один из первых маршалов Советского Союза, расстрелянный в 1939 году, Егоров снабдил Перестиани мандатом, и все учреждения оказывали съемочной группе содействие. Со складов выдали оружие, обмундирование, включая форму немецкого и австрийского офицеров (есть в фильме и такие персонажи). Для конных сцен к съемочной группе был прикомандирован кавалерийский полк.

"Дьяволенок" №3 - негр Том Джаксон, силовой акробат и боксер из тифлисского цирка. / ТГЛИАМЗ

"За спиной вырастают крылья. Получаю портрет Махно и краткую характеристику батьки. Это все та же любезность командарма. Скажем прямо: без Егорова не было бы "Красных дьяволят", - цитирует Ивана Перестиани журнал "Искусство кино" N 3 за 1960 год.

Нестора Махно в "Красных дьяволятах" сыграл не профессиональный актер, а заместитель начальника Политуправления Кавказской Краснознаменной армии Владимир Сутырин. Батько вышел злой и комичный. В залах публика хохотала до обмороков. Хотя некоторых такой недружественный шарж задел.

В компетентные органы пошли возмущенные письма от бывших махновцев (такое в 1920-е годы было возможно). Но их голоса утонули в буре восторга, с которым публика приняла "Дьяволят". Финальную сцену, где юные герои преподносят Буденному Махно в мешке, кинозалы встречали овацией.

Батьку Махно в фильме сыграл известный большевистский комиссар Владимир Сутырин. / кадр из фильма

Нарком просвещения Анатолий Луначарский назвал фильм "головокружительным искусством".

Оценка московской кинокритики

Разумеется, в постановке 1923 года множество ляпов. У массовки подозрительно хорошо обстояло дело с бурками и папахами. Кое-где в кадр попадали вывески на грузинском языке. Но на это никто не обращал внимания. Съемочная группа старалась сделать нескучную картину. Отсюда трюки на грани жизни и смерти и грубоватые шутки, доступные невзыскательному массовому зрителю.

Батьку Махно в фильме сыграл известный большевистский комиссар Владимир Сутырин. / кадр из фильма

"В шарже Перестиани смел, у него нервы крепкие, и он чужд салонной жеманности, - фарсовый эпизод с женской кружкой для спринцевания свидетельствует об этом. И то, что режиссер не просто из-под полы показал ее, а "выпер" ее, заставил "играть" - с веселыми хохляцкими прибаутками, лишает эпизод тени интимного остроумия", - отмечал московский журнал "Кино" N 5/9 за 1923 год.

Речь об эпизоде, где махновцы глушат самогон из спринцовки...

На волне триумфа Иван Перестиани взялся за продолжение фильма. И в 1926 году наштамповал аж четыре кинокартины с прежними персонажами: "Савур-могила", "Преступление княжны Ширванской", "Наказание княжны Ширванской", "Иллан Дилли". Но повторения звонкого успеха не получилось. Зато Дуняша и негр Том полюбили друг друга - вполне в духе пролетарского интернационализма.

Наше кино Судьбы Легенды