09.06.2023 08:00
"Родина"

Публикация "Родины" дала нашему постоянному автору повод вспомнить о мужественном полярном исследователе

Публикация "Родины" дала нашему постоянному автору повод вспомнить о мужественном полярном исследователе
Текст:  Тамара Комарова (старший научный сотрудник Красноярского краевого краеведческого музея)
Родина - Федеральный выпуск: №6 (623)
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Добрый день, уважаемая редакция!

В "Родине" № 4 за 2022 года прочитала статью Василия Авченко "Исторический мостик "Двух капитанов" о трагедии арктической экспедиции Георгия Брусилова. В статье упомянуто, что из команды шхуны "Святая Анна" выжили только двое. Я хочу назвать их фамилии - штурман В.И. Альбанов и старший матрос А.Э. Конрад.

Каждый раз поражаюсь, насколько тесен наш мир. В Красноярском музее, где я работаю, хранятся подлинная фотография Альбанова и сундук, в котором когда-то лежали принадлежавшие ему бумаги. Сундук (небольшой, окованный железом) хранился у его сестры Варвары Ивановны. Перед смертью, в 1969 году, она передала его соседке, от которой он попал в Государственный архив Красноярского края. Узнав об этом, я сразу заказала транспорт и вывезла сундук в музей...

Возможно, читателям "Родины" будет интересно больше узнать о судьбе незаурядного человека, коим, без сомнения, являлся Валериан Иванович Альбанов.

"Мерно, в ногу, одновременно покачиваясь вперед, налегая на лямку грудью и выпрямляясь, держась одной рукой за борт каяка, идем мы... Мало-помалу исчезает всякая мысль... Теряешь всякое представление о времени и месте... Как в забытьи, идем мы, механически переставляя ноги..." - это отрывок из автобиографической книги Альбанова "На юг, к земле Франца-Иосифа" ("Затерянные во льдах"), рассказывающей о трагическом походе через гибельные льды Северного Ледовитого океана части экипажа полярной экспедиции лейтенанта Г.Л. Брусилова (книга была издана в России в 1917 году).

Полярный путешественник и исследователь, Валериан Иванович Альбанов (1882-1919) прожил короткую жизнь, которая во многом так и осталась загадкой. В 1904 году, после окончания мореходных классов в Петербурге, штурман второго разряда проходит военную службу на корабле Балтийского флота. В 1905-м плавает на пароходе "Обь" помощником капитана по Енисею и Енисейскому заливу. В 1912-м знакомится с потомственным морским офицером Георгием Львовичем Брусиловым - и жизнь круто поворачивается.

План будущего начальника экспедиции - первое под российским флагом плавание через северные моря в Тихий океан (Северо-Восточный проход). В 1912 году Брусилов покупает в Англии паровую шхуну, переименованную в "Св. Анну"; шхуна была построена для плавания во льдах с тройной дубовой обшивкой корпуса. В состав экспедиции, кроме ее начальника, входили 22 человека команды, из которых профессиональными моряками были только пятеро. 10 августа 1912 года шхуна вышла из Петербурга.

Что можно прочитать между строк знаменитого романа Вениамина Каверина

В это время состояние льдов в южной части Карского моря было крайне неблагоприятным. 28 октября судно оказалось в ледяном поле, которое вместе со "Св. Анной" начало медленный дрейф на север. Этого никто не ожидал. Экспедиция начала первую зимовку. Через год за ней последовала вторая. Кончился керосин, в каютах стоял промозглый туман, не было мыла, а вокруг только льды и мрак полярной ночи.

22 января 1914 года Альбанов обратился к Брусилову с просьбой дать материал на постройку саней и кияков с тем, чтобы добраться до Земли Франца Иосифа и вызвать помощь. В запаян- ную жестяную банку сложили отчет Брусилова, копию судового журнала, метеорологические наблюдения, дневник самого штурмана и письма к родным всех, кто оставался на "Св. Анне". Эту банку в тяжелейшем пути берегли как самую главную ценность. 23 апреля вместе с Альбановым в дальний путь ушли 13 человек, трое вскоре вернулись, остальные погибли или умерли по дороге: кто-то уходил в разведку и не возвращался, проваливались в расщелины, кто-то терял силы, опускался на лед и оставался замерзать. Остановок для отдыха штурман почти не давал, заканчивалось продовольствие.

В концу третьего месяца в живых осталось двое - Альбанов и Конрад, которые дошли до мыса Флора и были подобраны "Святой Фокой" Георгия Седова.

Спасенные Альбановым документы представляли огромную ценность для науки. По этим материалам было открыто существование нескольких неизвестных островов в Карском море, сведения о течениях и многое другое. А изданный впоследствии дневник Альбанова, по словам полярных исследователей, - редкий и ценнейший человеческий документ, приоткрывающий завесу над возможными причинами арктических трагедий.

Что было потом?

В 1918 году возобновила деятельность Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана, возглавляемая Борисом Вилькицким. Альбанов был направлен в Красноярск, куда привез мать Анастасию Степановну и двух сестер. В должности гидрографа Енисейской партии опытного штурмана назначили на пароход "Север" помощником енисейского капитана К.А. Мецайка. На этом судне Альбанов ходил в низовья Енисея и Енисейского залива, промеряя глубины; в бухте острова Диксон делал топографические съемки небольших островов.

После навигации 1919 года Валериана Ивановича вызвали в Омск в Управление речным флотом. Несмотря на легкое недомогание, Альбанов отправился в командировку с намерением просить Верховного правителя А.В. Колчака организовать экспедицию для поиска "Св. Анны". Вернуться ему было не суждено. Даже смерть этого исключительного человека скрыта покровом тайны: по одной из версий, он умер по дороге от тифа, по другой - погиб при крушении поезда где-то под Ачинском.

Ему было 36 лет. Место захоронения полярного исследователя неизвестно...

Юрий Лепский: Где белые медведи соседствуют с зеленью декабрьского сада

Отважное, невероятно трудное путешествие по дрейфующим льдам поставило Валериана Ивановича в один ряд с теми героями, которые бороздили северные моря до и после него. В память полярного исследователя назван мыс на Земле Франца-Иосифа, ледник на Северной земле, остров вблизи Диксона. В 1972 году его имя получило гидрографическое судно. А судьба шхуны "Св. Анна" была положена в основу романа Вениамина Каверина "Два капитана".

Отклики Коллекции Музеи и памятники