В начале июля архангельские поморы, жители Поважья и... донские казаки преодолели 26 таежных километров во время крестного хода в часовню Варлаама Важского. Она была построена 200 лет назад на крутом берегу реки Ваги в месте упокоения Святого.
Этим же путем, но только по воде, в 1892 году приходил поклониться мощам Варлаама и всероссийский батюшка Иоанн Кронштадтский. А шесть лет назад в крестный ход отправился даже православный священник из США.
Почему разные люди веками повторяют этот путь - натирают мозоли, терпят укусы мошкары, проливной дождь? Чтобы понять это, к паломникам присоединилась спецкор "Родины".
...Каждый шаг по дороге в часовню - словно возвращение в древнюю Русь. Об этом во время остановок говорим со специалистом по истории Важского края Галиной Веревкиной. В XV веке степенный посадник и один из богатейших людей Великого Новгорода Василий Своеземцев построил здесь, на принадлежащих его семье землях, "Пенежский городок", а чуть позже - Иоанно-Богословский монастырь. В 1456-м Василий Своеземцев принял постриг с именем Варлаам…
На островке суши в междуречье Ваги и Пинежки, среди непроходимых лесов и болот, новгородцы посадили и первый на архангельском Севере хлеб - было это 600 лет назад. Здесь продолжались традиционные для Новгородской Республики ремесла, работала общая для всех школа - тоже древненовгородская традиция. Отсюда на протяжении нескольких веков промысловики отправлялись бить морского зверя на Грумант - Шпицберген - и Матку, то есть Новую Землю.
- Кстати, Василий Своеземцев был единственным новгородским посадником, который лично переехал жить на архангельскую землю и начал развивать ее, - говорит Галина Веревкина.
Тем временем донские казаки удивляются: "Вот ведь, был, как сказали бы сегодня, местным олигархом, а стал святым".
Этот вопрос волновал не только их: по мнению историков, богатство посадника - одна из причин, по которой его канонизировали не сразу, а только через сто с лишним лет после смерти. Хотя мощи Варлаама были найдены нетленными. И построенные им храмы на Важской земле до сих пор стоят, а до нас дошла "Книга чудес преподобного", которая велась в монастыре.
О статусе основателя Богословского монастыря свидетельствует то, что внук боярина Исаак по указу царя получил дворянство, потомки женского рода отдавались замуж за Строгановых, а монастырь имел от царей налоговые послабления.
Мало кто знает, что здесь, над местом упокоения посадника-чудотворца, преклонял колени и Ионн Кронштадтский. Краткие сведения о его визите нашли недавно в Шенкурском краеведческом музее. Оказалось, Иоанн Кронштадсткий отправился в городок Пенежский неожиданно для своего окружения:
"С. Іоанн, пробывший двое суток в Верхних Матигорах, двое суток в Архангельске, в 6 час. вечера 29 июня на Булычевском пароходе "Вага", с пересадкой в Березнике на "Сухону", отправился из Архангельска в Шенкурск. Это решение было так неожиданно, что почти никто из архангельских почитателей о. Іоанна не успел собраться сопровождать его туда, - сообщали "Архангельские епархиальные ведомости" в 1892 году. - Со 2 на 3 июля пароход "Сухона" ночевал у берега прихода Богословского, где почивают мощи пр. Варлаама Важеского - главная ваганская святыня. Вечером всенощная в приделе пр. Варлаама с водосвятным молебном в часовне, над мощами, и назавтра (в 6 часов утра) ранняя обедня были отслужены при таком же громадном стечении народа, как и в Шенкурске. В 8 часов утра 3 июля, при благоговейных поклонах народа, усыпавшего обрывистые склоны "Богословских гор", пароход "Сухона" отплыл в Берѳзник".
... Богословские горы - вот они! Под проливным дождем за несколько часов пути сухих вещей ни у кого не осталось, даже взятые про запас куртки промокли насквозь, а в сапогах хлюпает вода. Поэтому так радуют нас взметающиеся над важским обрывом сосны - именно здесь 60 лет назад археологи нашли фундамент древней крепости Пенежского городка (Пинежки по-современному). Значит, немного осталось - скоро "в двух полетах стрелы", как сказано в житии преподобного, увидим остатки монастыря и долгожданный крест на крыше часовни.
Сил придают казаки, которые в этом году ведут колонну. Опыт паломничества у них огромный - Сергей Бармин, Андрей Гладышев и Геннадий Юров участвуют в крестных ходах по всей России, но Русский Север на Шенкурской земле им словно заново открылся.
- Казак - это воин Христов. В сообществе единомышленников мы участвуем в Великорецком крестном ходе, ходим в Дивеево, в Таганрог - к Павлу Таганрогскому, из Петербурга в Екатеринбург к месту гибели царской семьи. Не для того, чтобы физически размяться, а чтобы духовно обогатиться - это внутрення сила, подъем, молитвенные ощущения, а также возможность лучше узнать историю страны, - говорит Андрей Гладышев из Воронежа. - У меня духовный отец очень любит эти места на Русском Севере - здесь кладезь святынь, о которых в Центральной России мы не очень хорошо знали. Вот, к примеру, Шенкурск - маленький гродишко, но уровень духовности людей - удивительный. Нас здесь это очень зацепило!
Кстати, зацепило это и "Родину": три года назад мы рассказали, как местные жители собирали деньги на восстановление часовни Варлаама, а через сто лет вернули традицию утраченного в советское время крестного хода.
Вот и сейчас единственный житель Пинежки, шенкурский предприниматель Сергей Попов, встречает нас у часовни - печка в его "резиденции" натоплена, можно высушить вещи. И ужин готов - специально для этого шенкурские волонтеры заранее приехали к часовне и накрыли столы под навесом.
К Варлааму на Пинежку ходит сейчас около 50 человек - очень скромный состав, в отличие, к примеру, от Великорецкого шествия в Кировской области, собирающего больше двадцати тысяч людей ежегодно. Многие идут семьями - с детьми, сестрами, братьями.
- Крестный ход на Шенкурской земле домашний, семейный, люди в конце как родные друг другу становятся. А совместная молитва объединяет и сплачивает, - делится впечатлениями Андрей Гладышев.
Сегодня и часовня Варлаама Важского, и место, где она построена, охраняются государством - это памятники федерального значения. Рядом огромные лиственницы склоняют вершины под тяжестью веков - на Русском Севере их специально сажали около храмов и монастырей, сколько лет этим - точно никто не знает.
А прикоснуться к истории здесь можно в буквальном смысле. Хотя часовня совсем молодая (200 лет для храма - не возраст), каменные плиты, которые ведут к ней, сохранились с монастырских времен и дошли до нас из глубокого колодца времени. Это отдельный вид "соприкосновения" - гости и паломники ходят по "музейным" камням босиком и в любую погоду.
А рядом лежат могильные плиты с древнерусской вязью - пока не расшифрованной и не датированной. Одним словом, изучение наследия Варлаама Важского через шестьсот лет после основания Пинежки только начинается. И хотя от бывших деревень здесь осталось лишь несколько домов, они еще многое могут рассказать.
- На Пинежке необходимо сделать картографирование места. Для этого определить и зафиксировать геолокацию (координаты) каждого объекта, а затем занести их на карту, - говорит Галина Веревкина.
Историки, которые отправились в этом году в крестный ход, с ней согласны: здесь, на остатках древнерусского монастырского городка, необходима новая экспедиция ученых - археологов, специалистов по древнерусской культуре и зодчеству. В советское время, кстати, археологи приезжали сюда несколько раз - именно они обнаружили и установили место самого первого укрепленного городища Пинежки.
А вот отец Виктор из Нью-Йорка шесть лет назад специально приезжал в Шенкурск, чтобы поучаствовать в крестном ходе до часовни. Прихожанам православный священник рассказал, что увидел Варлаама Важского во сне. Во время визита американец оставил памятную запись в "Книге отзывов и предложений" Шенкурского краеведческого музея: "Говорят, что машина времени - выдумка чудаков и фантастов. Однако сегодня я убедился на собственном опыте, что это не так! Машина времени есть и находится в славном городе Шенкурске, и если вы сомневаетесь в правдивости моих слов - убедитесь в этом сами".