Воздушные десанты на знаменитых Киевских и Белорусских маневрах 1935 и 1936 годов, сотни парашютистов, сыпавшихся с неба с огромных воздушных кораблей ТБ-3, стали одной из визитных карточек Красной армии середины 30-х, времен маршала Тухачевского и командармов Якира и Уборевича.
И одновременно зеркалом ее достижений и ее провалов.
Теория: замыслы отличные
Военной теорией РККА была вооружена передовой. Предложившей реальный выход из тупика позиционной войны, в который завела Первая мировая.
Тогда, в 1915-1917 гг., артиллерия и пехота прогрызали тактическую зону обороны противника (несколько линий траншей, прикрытых колючей проволокой и множеством пулеметов) так долго, что противник успевал подтянуть к атакованному участку не только находившиеся под рукой тактические резервы, но и подходившие из тыла оперативные. Они успевали отрыть новые траншеи - и прорыва в оперативную глубину (хотя бы на несколько десятков километров) у наступающих не получалось.
А советская теория "глубокой операции" предложила поразить и тактическую зону обороны, и резервы в оперативной глубине одним ударом!
Заграждения и траншеи помогут преодолеть танки: они двигаются уже не со скоростью пешехода (как в 1916-1918 гг.), а гораздо быстрее. И авиация - тоже более могущественная, чем в Первую мировую.
Та же авиация поможет и разгромить оперативные резервы - еще до того, как они подойдут к линии фронта. Во-первых, бомбовыми ударами.
А во-вторых, воздушными десантами, высаженными в тылу врага.
И в СССР начали создавать воздушно-десантные войска.
В Киевском военном округе из отобранных в стрелковых частях добровольцев сформировали парашютно-десантный полк под началом коммуниста-латыша, бывшего помощника командира кавалерийской дивизии имени тов. Котовского Арнольда Индзера.
В Ленинградском округе создали десантный моторизованный полк под командованием другого выходца из рабочих, Петра Вещева.
А для выброски на парашютах личного состава и транспортировки техники мотополка выделили 3-ю авиабригаду имени С.М. Кирова, которую возглавил коммунист-поляк, сын фабриканта, студент, красный командир-пехотинец, а потом командир-танкист Владислав Коханский.
Практика: маневры - успешные
И вот на Киевских маневрах, 13 сентября 1935 г., "5-я армия синих" прорвала под Житомиром тактическую зону обороны "3-й армии красных", и в оперативную глубину устремились подвижные войска - конница с танками и бронеавтомобилями. А 14-го в оперативном тылу "красных", за Днепром, под местечком Бровары (теперь этот город почти слился с Киевом), "синие" выбросили воздушный десант.
...Предварительно аэродром Бровары проштурмовали (подавляя его ПВО) легкие бомбардировщики - одномоторные бипланы Р-5. Затем, в сопровождении двухмоторных дальних истребителей ("крейсеров") Р-6, к Броварам стали подходить десятки четырехмоторных тяжелых бомбардировщиков ТБ-3 - тоже с белыми звездами вместо красных и с окольцовывавшей хвостовую часть фюзеляжа белой полосой шириной 0,5 метра. На их борту находилась авиадесантная дивизия, которую возглавлял белорус Григорий Капцевич - пастух, рабочий, народный учитель, командир батальона старой армии и командир стрелковой дивизии РККА.
Сначала около 30 кораблей 3-й авиабригады особого назначения имени С.М. Кирова выбросили парашютный десант - парашютный полк т. Индзера и личный состав мотополка т. Вещева - 1188 человек в синих комбинезонах и васильковых, из молескина, летных шлемах1. Двое из них при десантировании погибли2...
Приземлившиеся парашютисты имели при себе карабин либо только что появившийся в войсках пистолет-пулемет Дегтярева образца 1934 г. (ППД); рядом с людьми на землю опустились в специальных мешках станковые и ручные пулеметы и (в разобранном виде) безоткатные 76-мм батальонные пушки Курчевского.
Рота парашютистов захватила аэродром Бровары, и на него один за другим приземлились 60 ТБ-3 из 15-й и 18-й тяжелобомбардировочных бригад, которыми командовали соответственно сын священника, студент Московского университета, офицер русской и командир Красной армии Александр Житов и коммунист-украинец, летчик с 1915 года Иван Черний.
Из них выгрузился посадочный десант - 43-й стрелковый Краснознаменный полк 15-й стрелковой Сивашской Краснознаменной дивизии и 90-й стрелковый Краснознаменный полк 30-й Иркутской Краснознаменной и ордена Ленина стрелковой дивизии имени ВЦИК (всего 1765 человек3).
От смонтированных между стойками шасси ТБ-3 подвесок отцепили и выкатили на грунт 45-мм противотанковые пушки образца 1932 г. и технику мотополка т. Вещева - пикапы ГАЗ-4 (со срезанным для уменьшения габарита верхом кабины), легкие бронеавтомобили Д-8 и танкетки Т-27...
Выброску парашютного десанта прикрывали истребители И-5 из 451-й авиабригады, а высадку посадочного - "крейсера" Р-6 из 18-й тяжелобомбардировочной.
Завершив сбор частей, авиадесантная дивизия т. Капцевича устремилась на запад, к киевским мостам через Днепр...
Образцово-показательная операция! Однако она имела мало общего с реальной войной.
Разбор полетов: "Гладко было на бумаге..."
На Киевских маневрах 1935 года весь ход событий был определен заранее. Кто, где, когда и с кем столкнется, кто и к какому сроку одержит верх - независимо от мнения "противника". Посредники должны были не приостанавливать или ускорять продвижение частей в зависимости от грамотности их действий, а добиваться неуклонного соблюдения "сценария" маневров.
К примеру, во время марша десантников к Днепру посредникам предписывалось - несмотря на "преимущество Красных в моторах" - "не дать возможности Красным обратить Синих в поголовное бегство, что могло бы привести к врыванию на плечах отходящих разведчастей Синих в пункты, прочно занятые этими последними"4.
А что было бы на настоящей войне?
А на настоящей воздушно-десантная операция, осуществленная "в районе м. Бровары 14 сентября 1935 г.", могла провалиться в самом начале.
Если полк т. Индзера собрался после приземления быстро, то сбор мотополка проходил "очень медленно", и роту парашютистов для захвата аэродрома Бровары т. Вещев выслал слишком поздно5. В результате ТБ-3 с посадочным десантом - точно выдерживая график маневров! - садились на фактически еще не захваченный аэродром.
На настоящей войне высадку посадочного десанта пришлось бы задержать.
И тогда на волоске повисал успех всей операции: "парашютные части, не получив своевременной поддержки посадочных полков, могут быть уничтожены противником"6. И садиться самолетам будет уже некуда...
В лучшем случае десантники умылись бы кровью. Как умылись ею немцы при высадке воздушного десанта на остров Крит 20-21 мая 1941 г. Их парашютисты - сумевшие захватить аэродром Малеме только на второй день - понесли лишние потери, сражаясь без тяжелого оружия (которое должен был доставить посадочный десант). Лишние потери понес и посадочный десант: его высадили тогда, когда по аэродрому еще била английская артиллерия. "Исковерканные и горящие машины ("Юнкерс-52". - Авт.), поднимающиеся в воздух "юнкерсы", рвущиеся снаряды, бегущие парашютисты, горные егеря, летчики... грязь, пыль и дым, - так выглядит аэродром Малеме 21 мая в 16 часов", - вспоминал участник боев Алькмар Гове7...
Новые маневры: идеальное слаживание
К осени 1936 г. командиры Красной армии получили персональные военные звания, а вместо двух импровизированных полков в РККА появились уже две штатные бригады парашютистов - 13-я и 47-я авиадесантные.
И воздушный десант, выброшенный на Белорусских маневрах 1936 года, выглядел еще более впечатляюще, чем киевский 1935-го.
8 сентября 1936 г. "1-я армия синих" прорвала юго-восточнее Минска оборону "2-й армии красных" и ввела в прорыв быстроходные танки и конницу. А утром 9-го в оперативном тылу "красных", у Самохваловичей, небо покрылось десятками ТБ-3. Это шли 9-я тяжелобомбардировочная авиабригада имени Х Всесоюзного съезда Ленинского комсомола, которую вел коммунист-латыш, красный командир-пехотинец, ставший потом летчиком, комбриг Альберт Циэмгал, и три эскадрильи ТБ-3 из 4-й и 5-й тяжелобомбардировочных и 47-й авиадесантной бригад. С опознавательными знаками "синих" - белой полосой полуметровой ширины, опоясывавшей хвостовую часть фюзеляжа.
Если на Киевских маневрах в небе раскрылись сотни белых парашютов, то сейчас - сотни разноцветных8: это спускались 1500 парашютистов из 47-й авиадесантной бригады комбрига Федора Кармалюка. На одном из них приземлился сам Кармалюк - волынский селянин, красноармеец-пехотинец, сотрудник ЧК, командир-кавалерист и, наконец, командир авиабригады с квалификацией летчика-наблюдателя...
Имевшие по 6-7 прыжков молодые десантники продемонстрировали отличную технику приземления (только были "ненормально возбуждены": нервная система все-таки отреагировала на прыжок с неба на землю...)9
Затем ТБ-3 высадили и посадочный десант - 97-й стрелковый Уфимский имени Башкирского СНК полк 33-й стрелковой Белорусской дивизии, 45-мм пушки, бронеавтомобили Д-8 и малые танки Т-37.
Аэродромы и переправы в тылу "красных" были захвачены.
А 13 сентября 26 "синих" кораблей ТБ-310 выбросили парашютный десант на юго-востоке Волыни, под Староконстантиновом. Приземлившись, бойцы и командиры 13-й авиадесантной бригады, которой командовал - теперь уже полковник - Арнольд Индзер, проделали 25-километровый марш и с ходу пошли в бой.
Сколько в них "перца, огня", восхищался командующий войсками Киевского военного округа (КВО) командарм 1 ранга Иона Якир; сколько "бодрости, мобильности и подвижности"11...
Разбор полетов: "...да забыли про овраги"
Однако на реальную войну Белорусские маневры 1936 года походили еще меньше, чем Киевские 1935-го. Они являли собой еще более откровенный спектакль - призванный прежде всего произвести впечатление на английских, французских и чехословацких наблюдателей. Это открыто признал 4 июня 1937 г., на заседании Военного совета при наркоме обороны сам нарком, легендарный Клим Ворошилов:
"Я разрешил провести такое репетированное учение, а потом показать иностранцам - итальянцам, англичанам, французам. Это была моя установка и установка начальника Генерального штаба". Выполняя ее, в штабе Белорусского военного округа (БВО) "заранее все расписали, расставили и, собственно, не маневры проводили, а очковтирательством занимались, заранее срепетировали учение, демонстрировали его перед иностранцами"12.
И едва ли не в первую очередь это касалось воздушного десанта.
Тот же Ворошилов еще 19 октября 1936 г., на Военном совете при наркоме обороны, прямо заявил, что "воздушными десантами мы больше занимаем иностранцев, как, например, в БВО, где гостей ради мы заставили т. Уборевича (командующего войсками БВО. - Авт.) выбросить десант совсем не там, где следовало бы, и не так, как нужно было бы. И все только для того, чтобы товар лицом показать, мало считаясь с поучительностью этих действий для войск"13.
Поэтому не стали возиться и с организацией истребительного прикрытия ТБ-3 с десантом - и они шли без прикрытия. В отчете штаба БВО о маневрах прямо указывалось, что на войне истребители противника эти 50-100 кораблей уничтожат14...
О том же говорил 15 октября 1936 г., на Военном совете при наркоме обороны, и начальник ВВС РККА командарм 2 ранга Яков Алкснис: если ТБ-3 с десантом на борту и на войне пойдут так, как они шли на Белорусских и Шепетовских маневрах, без прикрытия, "то половина из них будет сбита вместе с людьми" еще до подхода к месту выброски15.
Правоту Алксниса подтвердили 10 мая 1940 г. голландские летчики-истребители, сбившие 39 из 55 немецких "Юнкерсов-52", шедших с десантом на борту без истребительного прикрытия к аэродрому Ипенбург близ Гааги16. А ведь на голландских "Фоккерах-Д.XXI" стояли те же два пулемета винтовочного калибра, что и на немецких и польских истребителях 1936 года ("Хейнкель-51", "Арадо-68", Р-7а и Р-11), а трехмоторные "Юнкерс-52" были не менее живучими, чем их ровесники ТБ-3...
А 30 июня 1941-го, близ белорусского Бобруйска, "Мессершмитты-109" (правда, с 15-мм пушкой в дополнение к двум пулеметам) за четыре минуты сбили четыре из шести ТБ-3Р 3-го тяжелобомбардировочного авиаполка ("Родина" писала об этом в 2020 г. в N 1 спецвыпуска "Документы Победы"). По иронии судьбы, эти машины (N 22536, 22538, 22586 и 2262817) участвовали в 1936-м в выброске десанта на Белорусских маневрах. И, как и тогда, шли без истребительного прикрытия...
Учиться, учиться и учиться!
В отличие от Киевских маневров, на Белорусских парашютисты прыгали без оружия, а сбрасывавшиеся отдельно винтовки не были обезличены - так что, приземлившись, бойцы долго искали те, что были закреплены за ними (на то, чтобы 50 приземлившихся оказались, наконец, вооружены, ушел целый час!)18.
Десантники Индзера на Шепетовских маневрах прыгали с оружием, но - так же, как и десантники Кармалюка - продемонстрировали "слабую" тактическую выучку19.
Сбор на земле был "крайне беспорядочный и суетливый". А тот батальон бригады Кармалюка, за которым наблюдал начальник 2-го отдела Генерального штаба РККА командарм 2 ранга Александр Седякин, вообще оказался "почти не сколочен и тактически не обучен"20...
Подразделения бригады Индзера - согласно черновику отчета КВО о Шепетовских маневрах - продемонстрировали "пренебрежение к маскировке под огнем противника, а также некоторое игнорирование (это слово затем заменили на "недоработки". - Авт.) вопросов умелого сочетания огня и движения"21. В переводе на русский язык это означает, что "люди в синих костюмах"22 (как называл десантников командарм Якир) повели безостановочное - без перебежек, без залеганий, без окапывания - наступление на пулеметы "противника"...
Правда, процитированный нами текст был затем зачеркнут, но другая оставленная в отчете фраза убеждает в том, что зачеркнули, лишь чтобы не выглядеть совсем уж позорно. "Имеет место, - читаем мы в этой фразе, - недоучет важности наблюдения и охранения своих открытых флангов, что при действиях в тылу противника может привести к внезапному появлению истребительного отряда и разгрому АДО (авиадесантного отряда. - Авт.)"23. То есть тактическая выучка десантников все-таки слаба...
Впрочем, это была беда всей тогдашней РККА24.
К концу 1930-х годов в СССР сформировалось понимание роли воздушно-десантных войск.
Появились оргструктуры - воздушно-десантные соединения.
Появились тысячи освоивших парашютное дело и рвавшихся в бой "людей в синих костюмах". Отлично отработавших технику прыжка и готовых идти грудью на пулеметы.
Но подготовленных как следует воздушно-десантных войск еще не было.
Десантникам предстояло еще учиться, учиться и учиться...
- 1. РГВА. Ф. 4. Оп. 15а. Д. 409. Л. 181.
- 2. Там же. Ф. 25880. Оп. 4. Д. 45. Л. 361.
- 3. Подсчитано по: Там же. Ф. 4. Оп. 15а. Д. 409. Л. 181.
- 4. Там же. Ф. 25880. Оп. 4. Д. 46. Л. 184.
- 5. Там же. Л. 27.
- 6. Там же. Л. 31.
- 7. Цит. по: Грановский Е. Крит 1941. Вторжение с воздуха // Мир Авиации. 1993. N 2 (3). С. 21.
- 8. Александров С.С. Крылатые танки. М., 1971. С. 29.
- 9. РГВА. Ф. 31983. Оп. 2. Д. 213. Л. 52.
- 10. Там же. Ф. 25880. Оп. 4. Д. 80. Л. 514.
- 11. Там же. Л. 504.
- 12. Военный совет при Народном комиссаре обороны СССР. 1-4 июня 1937 г. Документы и материалы. М., 2008. С. 346.
- 13. Военный совет при Народном комиссаре обороны СССР. Октябрь 1936 г. Документы и материалы. М., 2009. С. 434.
- 14. РГВА. Ф. 31983. Оп. 2. Д. 215. Л. 17.
- 15. Военный совет при Народном комиссаре обороны СССР. Октябрь 1936 г. С. 216.
- 16. Степанов А. Пиррова победа Люфтваффе на Западе // История Авиации. 2000. N 3. С. 14.
- 17. Жирохов М.А. Большое небо дальней авиации. Советские дальние бомбардировщики в Великой Отечественной войне. 1941-1945. М., 2014. С. 81-82.
- 18. РГВА. Ф. 31983. Оп. 2. Д. 213. Л. 52.
- 19. Там же. Л. 51.
- 20. Там же. Л. 52.
- 21. Там же. Ф. 25880. Оп. 4. Д. 80. Л. 588.
- 22. Там же. Л. 504.
- 23. Там же. Л. 588.
- 24. Подробнее см. Смирнов А.А. РККА перед 37-м годом. М., 2022.