Идея создать единый учебник истории для средней школы, о которой долго говорили и писали, c 1 сентября 2023 г. начнет реализовываться в учебной практике. К 2023/2024 учебному году выйдут из печати единые учебники по российской и всеобщей истории для 10-го и 11-го классов. Через год, к 2024/2025 учебному году, этот процесс должен завершиться появлением единых учебных книг для классов с 5-го по 9-й. У читателей "Родины" есть возможность познакомиться с тем, что изменилось в новом учебнике истории России для выпускного класса, охватывающем важнейший период отечественного прошлого после Победы в Великой Отечественной войне до настоящего времени1.
450 страниц истории
В советское время, начиная с 1940 г.2, учебные книги в течение полувека были единственными, а многие стабильно переиздавались. Один из таких долгоиграющих учебников попал в телефильм полувековой давности "Большая перемена". Его герой, незабвенный Нестор Петрович, преподавал по учебнику новой истории для 9-го класса под редакцией академика В.М. Хвостова, печатавшемуся в неизменном виде несколько десятков лет.
С распадом Советского Союза учебников стало множество, а качество их очень часто вызывало закономерные вопросы у учителей и родителей школьников, не говоря уже о профессиональных историках. Попытки исправить положение были, и не раз, но с неутешительным итогом. До сих пор в школах имеют бытование несколько "линеек" учебников истории от различных авторов и издательств. Помощник президента России, председатель Российского военно-исторического общества, один из авторов новых учебных книг Владимир Мединский так оценил нынешнюю ситуацию: "Многообразие учебников - это великая ложь нашего времени, как говорил Константин Победоносцев. Якобы это приведет к какой-то конкуренции. Этим оправдывались коммерческие интересы, помноженные на невнимание к содержанию"3.
Теперь внимание к содержанию приоритетно, и внимание это вынесено на государственный и гражданственный уровень. В заключении к новому учебнику истории России для 11-го класса находим высказывание министра народного просвещения Сергея Семеновича Уварова: "В народном образовании преподавание истории есть дело государственное. История образует граждан, умеющих чтить обязанности и права свои"4. Учебная книга, над которой напряженно трудилась большая группа авторов, экспертов и методистов, среди которых академики РАН Александр Чубарьян и Анатолий Торкунов, сохраняет лучшее из трех ныне существующих "линеек". При этом "старый текст меняется примерно на 50-70%", а новации осознанно касаются личностной, биографической информации, а также истории повседневности.
Новый учебник не только велик по размерам, в нем 448 страниц. По словам В.Р. Мединского, "мы делаем очень плотный макет, там гораздо больше информации на страницу текста, чем было раньше"5. Изложение комплексное: тексты параграфов дополняются множеством иллюстраций и объяснениями к ним, текстами источников, разнообразными вопросами и заданиями. Обилие информации и ее интерпретаций должно помочь современным старшеклассникам разобраться в непростых реалиях послевоенной истории СССР и первых десятилетий исторического пути современной России.
"Революция благосостояния"
Прежде послевоенную советскую историю часто изображали в строго негативном ключе с некоторым исключением в виде прославления горбачевской перестройки. "Сталинизм" с легкостью переходил в хрущевский "волюнтаризм", а тот - в брежневский "застой". Не отрицая и не скрывая в тексте серьезных недостатков советского проекта, авторы единого учебника склонны выделять в эпохе после 1945 г. главное. Уже во введении к книге оно выглядит так: "Поступательное развитие экономики в сочетании с достижениями науки и техники в 1950-е - 1970-е гг. сделали нашу страну одной из двух самых влиятельных держав в мире. Советский Союз достиг невиданных высот: открыл человечеству дорогу в космос, добился впечатляющих достижений в развитии науки, медицины и образования"6.
Изложение I главы учебника, охватывающей период до конца 1991 г., построено с учетом серьезного внимания, которое современная российская историческая наука посвящает истории повседневности. Ей адресованы специальные параграфы, для хрущевской эпохи вводится и специальное понятие "революция благосостояния"7, которое иллюстрируется наиболее яркими примерами. Авторы не лакируют тогдашнюю действительность, учебник упоминает и о товарном дефиците, и о событиях в Новочеркасске в июне 1962 г. Но при этом подчеркиваются важнейшие позитивные перемены в советском обществе, ощущавшиеся и на бытовом уровне: рост зарплат, пенсионное обеспечение, массовое строительство бесплатного жилья, изменение структуры питания, широкие возможности заниматься туризмом и спортом.
Привязанная к иллюстрациям дополнительная информация раскрывает старшеклассникам важные штрихи ушедшей в прошлое повседневности. Вот как это выглядит в рассказе о постепенном появлении в быту важнейшего электроприбора: "Массовым производство холодильников стало в 1950-е - 1960-е гг. Производством занимались тракторные и автомобильные заводы. В 1951 г. первую партию знаменитых холодильников "Москва" выпустил "ЗИС" (позднее "ЗИЛ"), в 1961 г. начал работать Смоленский завод холодильников, в 1962 г. 1-й холодильник "Минск-1" выпустил Минский завод. Первое время холодильники считались предметом роскоши, однако, по данным статистики, обеспеченность ими (на 100 семей) возросла с 4 в 1960 г. до 92 в 1988 г."8.
Одновременно авторы доходчиво объясняют и причины недовольства советских граждан собственным бытом, несмотря на очевидно позитивные в нем перемены: "...обеспечение высококачественными и "модными" товарами повседневного спроса отставало от растущих запросов населения. Достигнутый в городах уровень бытового комфорта все равно отличался от жизни "простых людей" в развитых странах Запада, вернее, от того образа, который создавался иностранным кино и рекламными журналами. Нелестные для бытовой стороны "развитого социализма" выводы провоцировали социальную апатию"9.
Экономическая катастрофа
Последствия социальной апатии, зримо проявившиеся уже вскоре, изложены в учебнике местами достаточно жестко. Вместо прежних славословий переменам второй половины 1980-х гг. авторы делают четкий акцент на том, что "политика перестройки, начатая Горбачевым, отличалась непоследовательностью и в итоге привела к распаду СССР"10. Предметно объясняется, почему так случилось. "Архитектор перестройки" не располагал "никаким четким планом действий", к тому же Михаил Сергеевич "плохо ориентировался в проблемах промышленности, армии, ВПК, слабо разбирался в вопросах внешней политики. Он никогда не работал на производстве: не руководил стройкой, не был директором крупного завода. Не было у него и опыта министерской работы"11.
В итоге даже массовая поддержка населением курса нового руководства страны и невиданная ранее открытость власти в реальности обернулись тем, что уже "первый этап преобразований М. Горбачева, несмотря на высокий кредит доверия населения, отличался непродуманностью и непоследовательностью"12. Реальная же перестройка, начало которой авторы справедливо относят к лету 1987 г., оказалась кратким и скорбным путем к крупнейшей геополитической катастрофе ХХ в. (это мнение В.В. Путина о "крушении Советского Союза" вынесено цитатой в самом начале главы I13).
Общий вывод об итогах горбачевских преобразований строг и суров: "Ни одна из реформ, начатых за годы перестройки, не дала положительных результатов. Непоследовательность действий власти вызвала дезорганизацию производства, нарушила систему распределения и на практике обернулась экономической катастрофой. Экономический кризис превратился в определяющий фактор политической жизни страны"14.
В учебнике ясно излагаются причины появления по ходу перестройки антисоветских и антигосударственных проектов: "На фоне серьезного снижения жизненного уровня и нараставших бытовых трудностей общественное сознание постепенно сдвигалось в сторону отрицания социалистического выбора и советской системы. При этом внятных альтернатив обществу не предлагалось: внушалась мысль, что достаточно демонтировать "тоталитарный" СССР, как все само собой наладится. Подобные настроения в значительной степени были похожи на те, которые господствовали в российском образованном обществе накануне Февральской революции 1917 г."15.
Контузия реформами
Честно и зряче анализируются и другие основные факторы распада СССР. Очень важен вывод о том, что причины кризиса в национальной политике заключались в губительном курсе союзного центра: "Одним из важнейших направлений начатой Горбачевым демократизации политической системы стало создание массовых организаций "в поддержку перестройки", в союзных республиках они получали наименование "народных фронтов". Как правило, руководящая роль оказывалась у представителей националистических и сепаратистских организаций"16. И прогремевшая на весь мир внешняя политика в духе "нового мышления" имела "катастрофические последствия для геополитического положения СССР. Произошло резкое ослабление влияния нашей страны, утрата позиций, приобретенных СССР по итогам Второй мировой войны"17.
Заданную рассказом о перестройке линию органично продолжают первые параграфы главы II "Российская Федерация в 1992 - начале 2020-х гг.", повествующие о сложнейшей ситуации в стране в 1990-х гг. Кое-где сохранившиеся в прежних учебниках умилительные интонации в отношении реформ ельцинского времени здесь не просто отсутствуют напрочь. Внятно и доходчиво объясняется и специфика создавшегося положения, и отрицательная динамика нахлынувших на Россию перемен.
В начале 1990-х гг. они еще вызывали к себе доверие: "...большинство граждан России, несмотря на резкое падение уровня жизни, поначалу поддерживали курс на преобразования. Общество верило обещаниям "реформаторов", что они не допустят всеобщей нищеты, а период трудностей продлится недолго"18. К концу десятилетия градус общественных настроений кардинально изменился: "По мере ухудшения экономической ситуации, особенно после кризиса 1998 г., большинство населения страны стало скептически относиться к либеральным идеям, которые ассоциировались со снижением жизненного уровня, утратой геополитических позиций нашей страны"19.
В учебнике подробно и предметно доказывается, как и почему менялись настроения широких слоев российских граждан. "Распад великой страны, резкое социальное расслоение, отсутствие общественного идеала стало тяжелым испытанием для людей. "Открытие Запада" сопровождалось хлынувшим в страну потоком низкопробных культурных подделок, общим падением нравов и ростом преступности. Затраты на научные исследования уменьшились почти в 15 раз. Многие научные институты прекратили свое существование. Количество занятых в научной сфере сократилось в 2 раза, в том числе за счет выезда квалифицированных специалистов за рубеж. Многие ученые вынужденно уходили в торговлю, сферу услуг и другие сферы"20.
Крым, пандемия, СВО
К изложению российской истории в XXI в. авторы подходят особо тщательно, стараясь осветить и совсем недавние события, состоявшиеся уже на глазах у нынешних старшеклассников, не исключая, к примеру, только недавно закончившейся пандемии коронавируса. Нашли объективное отражение в книге и возвращение Крыма в родную гавань в 2014 г., и другие значимые процессы, обусловившие расширение территории страны. Уже во введении к учебнику отмечается: "Важнейшим событием Новейшей истории стало вхождение, а вернее, возвращение наших исторических земель в состав Федерации. Нет никаких сомнений, что брошенный Западом вызов сделает нашу страну крепче, а многонациональный российский народ - еще более сплоченным"21.
Есть в новой книге и отдельный большой параграф под номером 37 о России сегодня и Специальной военной операции. В нем отражены и предыстория СВО, и причины возрождения нацизма на Украине, и трагическая ситуация Донбасса начиная с 2014 г. События СВО, начиная с 24 февраля 2022 г., излагаются по-особому, предельно доходчиво и с учетом того, что они активно продолжаются. В конце параграфа есть особый пункт "Россия - страна героев", где упомянуты подвиги восемнадцати особо отличившихся бойцов и командиров. Приведем один из таких рассказов о героях:
"Александр Жихарев всегда был лучшим. Одним из лучших учеников в школе. Лучшим курсантом Рязанского училища ВДВ. Лучшим по спецдисциплинам. Лучшим в иностранных языках (английский, немецкий, арабский). Лучшим по спорту: парашютист-инструктор (150 прыжков), водолаз, мастер спорта по рукопашному бою. Лучшим на привале: писал стихи и песни. После училища он стал командиром лучшего взвода в элитной Псковской бригаде спецназа. И погиб как лучший из героев: в первые же дни СВО в отчаянном бою с превосходящими силами врага его взвод выдержал 10 часов непрерывного штурма и не отступил. Герой России (посмертно)"22.
Итак, первый опыт создания единых учебников истории в XXI в. обрел реальные очертания. Теперь оценить новые издания предстоит школьникам и их педагогам. Учебная книга для 11-го класса будет постоянно дорабатываться, дополняясь важнейшими событиями текущего момента. Многое ведь еще впереди. По словам Владимира Мединского, "День Победы в СВО мы обозначим, не сомневайтесь"23.
- 1. Мединский В.Р., Торкунов А.В. История России. 11-й класс. 1945 год - начало XXI века. Базовый уровень. М., 2023.
- 2. См. подробнее: Историю - в школу: создание первых советских учебников // Вестник Архива Президента Российской Федерации. М., 2008.
- 3. Иванов А. Владимир Мединский: День Победы в СВО в новом учебнике истории обозначим, не сомневайтесь // https://www.kp.ru/online/news/5319919/ 2023. 17 июня.
- 4. Мединский В.Р., Торкунов А.В. История России. 11-й класс. С. 437.
- 5. Иванов А. Владимир Мединский: День Победы в СВО в новом учебнике истории обозначим, не сомневайтесь // https://www.kp.ru/online/news/5319919/ 2023. 17 июня.
- 6. Мединский В.Р., Торкунов А.В. История России. 11-й класс. С. 3.
- 7. Там же. С. 110.
- 8. Там же. С. 150.
- 9. Там же. С. 150-151.
- 10. Там же. С. 207.
- 11. Там же. С. 208.
- 12. Там же. С. 214-215.
- 13. Там же. С. 5.
- 14. Там же. С. 221.
- 15. Там же. С. 231.
- 16. Там же. С. 253.
- 17. Там же. С. 244.
- 18. Там же. С. 279.
- 19. Там же. С. 298.
- 20. Там же. С. 349.
- 21. Там же. С. 4.
- 22. Там же. С. 411.
- 23. Иванов А. Владимир Мединский: День Победы в СВО в новом учебнике истории обозначим, не сомневайтесь // https://www.kp.ru/online/news/5319919/ 2023. 17 июня.