Летом 2018-го вместе с поисковиками из Архангельской и Московской областей я отправилась в Финляндию на поиски останков бойцов Красной армии из 9-го лыжного добровольческого батальона. Это подразделение Красной армии было почти полностью уничтожено здесь в феврале 1940 во время Советско-финской войны. В составе батальона воевал и мой дед.
...Тогда, в 1940-м, новобранцы-лыжники в белых валенках успели повоевать три дня. Перешли границу - и растворились в финских заснеженных лесах. Домой, в Архангельскую область, из 9-го батальона вернулись единицы. Родственники остальных добровольцев (и наша семья в их числе) получили только извещения: "Пропал без вести".
Пять лет назад российским поисковикам активно помогала финская сторона - председатель объединения по увековечиванию памяти погибших на войне Пертти Суоминен, финский следопыт Исмо Микконен, мэр города Кухмо Тутти Мэттэ. И даже пастор лютеранской церкви - Тимо Сутари без бюрократических церемоний принял тогда на хранение в морг храма останки 24 солдат, обнаруженных во время экспедиции.
Бойцов, найденных в районе Палоахо, мы через год захоронили рядом с местом их гибели. Благодаря помощи правительства Архангельской области и Российского военно-исторического общества в Финляндии поставили памятник нашим бойцам. А остальных было принято решение вернуть домой.
Сразу забрать всех с собой не было возможности - для пересечения границы необходимо подготовить пакет документов, специальный транспорт. За прошедшее время в Архангельске для участников Советско-финской войны оборудовали мемориал (с возможностью подзахоранивать еще неупокоенных бойцов), поставили памятник погибшим, нашли средства на новую поездку в Финляндию.
Продолжались и переговоры. Российская сторона предлагала Финляндии разные варианты - и новую экспедицию, и даже передачу останков солдат хотя бы на границе. Но прошло пять лет - а история возвращения наших бойцов продолжается до сих пор.
- Последнее письмо мы направили в финское объединение павших на войне более трех месяцев назад. Но его руководство молчит. Мы предполагаем, что это просто позиция такая, потому что объединение курируется министерством обороны Финляндии. Скорее всего, молчание связано с политикой страны по отношению к России, - рассказал "Родине" председатель Совета регионального отделения Российского военно-исторического общества в Архангельской области Алексей Буглак.
Тем временем простые финны относятся к эпопее с возвращением наших бойцов иначе. К примеру, не так давно архангельским следопытам пришло письмо от их коллеги из Финляндии Исмо Микконена: поисковик настроен оптимистично и уверяет, что надо продолжать настаивать на передаче солдат в Россию. Кстати, Исмо ссылается и на существующие законы, которые в Финляндии никто не отменял.
- Если Украина открыто объявила о расторжении соглашений по поиску пропавших солдат, то остальные страны их сохранили. Одним словом, соглашение с Финляндией есть, но очевидно, нет желания его соблюдать, - говорит Алексей Буглак.
Кстати, в одном из последних писем финская сторона мотивировала нежелание отдавать наших солдат тем, что не удалось определить происхождение останков. Для тех, кто работал в экспедиции, это странный довод. Сложно представить, что финский солдат будет есть из котелка красноармейца, пользоваться его ложкой, носить советское обмундирование и лыжи русского производства - все эти "немые свидетели" были найдены среди останков бойцов.
Сомнений в происхождении останков нет ни у финских, ни у российских поисковиков. Тем не менее, власти Финляндии предложили провести экспертизу. Но как это сделать, если имена солдат неизвестны - с кем сравнивать ДНК?
"Родине" также рассказала, что в музее финского города Кухмо во время экспедиции поисковики увидели орден Красной Звезды - он лежал между портсигаром с надписью "Нюра" и деталью приборной доски советского бомбардировщика. По номеру на ордене удалось установить имя героя - им оказался Григорий Конев, погибший 7 августа 1944 года севернее Костомукши во время наступления на Карельском фронте.
По праву памяти и наследства награда принадлежит родственникам солдата, которых поисковикам удалось найти в Московской области. Но попытки вернуть орден в Россию тонут в сугробах молчания финских чиновников.
Тем временем в двух санитарных захоронениях рядом с городом Кухмо лежат еще более ста советских солдат. Они так и не были преданы земле по всем законам Памяти. У которой нет и не может быть национальности.