Дорогие друзья! Нынешний год объявлен Годом педагога и наставника. У школьных учителей в нашем сообществе - особая миссия. Поэтому мы вместе с журналом "Родина" обращаемся к богатейшему опыту России в наставничестве и развитии педагогических умений. Мы вспоминаем наших выдающихся предшественников, которые внесли огромный вклад в обучение молодого поколения российских граждан.
Время ставит перед учителями Донбасса и других новых российских территорий России серьезные, государственные задачи. Главная из них - донести до учеников правду об истории Украины и России. Это непросто, поскольку прежние учебники и вся система преподавания были настроены под искаженное представление о прошлом украинского народа и общества. Сейчас у учителей будет возможность оперировать ранее недоступными материалами и объективно разбираться в самых сложных и острых вопросах. Уверен, этот специальный выпуск журнала "Родина" станет для вас квалифицированным помощником.
Впрочем, новые задачи, которые придется решать учителям присоединенных территорий, сейчас в приоритете и у всего российского учительского сообщества.
Прежде всего нам нужно думать, как сделать преподавание истории в школе соответствующим уровню современных требований науки. Помимо дидактики, которая предполагает новые способы донесения материала, речь идет и о теоретической проблематике. Сейчас много спорят и о том, что такое национальная идентичность, и о проблемах культуры как связующего звена, которое объединяет народы разных стран, и об историческом опыте и роли России в мире. Последняя тема должна быть сквозной и проходить через преподавание, как отечественной, так и мировой истории, обществознания, литературы. Сегодня это актуально еще и потому, что главный смысл атак против России связан с попытками принижения роли страны в прошлом и в настоящем. Нужно разъяснить школьникам реальный смысл постановки проблемы "Россия в мире".
Сейчас во всем мире идет и обсуждение новой структуры развития мира, нового мирового порядка, который идет на смену послевоенной Ялтинско-Потсдамской системе. В этой связи школьным историкам нужно освежить свои знания о том, как происходило формирование различные систем в истории.
Дорогие коллеги, современная школа не живет без новых технологий, новых методов, связанных с преподаванием гуманитарных дисциплин. Цифровизация, привлечение к обучению искусственного интеллекта, использование материалов из Интернета одинаково присущи и мировому образованию, и российскому опыту. И, конечно, преподавание гуманитарных дисциплин неразрывно связано не только с образованием, но и с воспитанием. В школе есть какие-то общие установки по этому поводу, но нужен поиск конкретных и наиболее удачных практик воспитания. Ведь все мы с вами знаем, что часто абстрактные идеи вызывают у детей только отторжение. Продумать роль гуманитарных предметов в процессе воспитания - наша общая задача.
Через журнал "Родина" я хочу обратиться к министерству просвещения РФ. Повышение квалификации - это, безусловно, часть всеобщего процесса, учеба нужна всем учителям. Но педагоги новых территорий - особый случай. Они работали в другой системе образования, где история часто воспринималась с искажением. Есть смысл сделать для них специальные учебные пособия для преподавания по российским программам. И, безусловно, надо помочь коллегам с курсами повышения квалификации.
Я бы хотел попросить учителей через журнал "Родина": задавайте российским историкам свои вопросы. У нас уже есть опыт такого общения с преподавателями высших учебных Донецка и Луганска, которые написали, какие исторические сюжеты для них представляются наиболее важными. И мы это уже использовали на курсах повышения квалификации в Ростове-на-Дону.
Впереди у нас с вами много важной и очень интересной работы.