Место проведения фестиваля, как говорится, "намоленное". Это крупнейший памятник археологии на всем Предкавказье. В предыдущие десятилетия историки проводили здесь одну за другой археологические экспедиции и нашли столько артефактов, что хватит на отдельный музей. Впрочем, и Татарское городище вполне самостоятельный экспонат. Опытные экскурсоводы обращают внимание на то, что кажется особенностями рельефа, но на самом деле является защитными рвами и основаниями для башен или местом, где стояла цитадель, - и древний город легко оживает в воображении. А уж если добраться до уникального некрополя, то вообще можно увидеть камни, которые и есть сама история.
Но одно дело - слушать экскурсовода или читать про древние времена, а другое - погрузиться в них с головой. Именно для этого ставропольский краеведческий музей имени Прозрителева и Праве и проводит третий год фестиваль "Наследие степей и гор". На него собираются реконструкторы со всей страны и воспроизводят быт и культуру народов, которые проживали прямо на том месте, где сейчас находится городище, тысячи лет назад: кобанскую, скифскую, сарматскую, аланскую, хазарскую.
Зрители на фестивале могли помочь кузнецам раздуть меха, примерить боевые каски, пострелять из лука и метнуть копье, оценить антураж древних жилищ, слепить посуду из глины. А для юных посетителей построили площадку для стрельбы из лука - арчердаг, где они делились на команды и устраивали баталии, превращаясь из городских модников в скифских и сарматских воинов.
Директор музея Николай Охонько говорит, что теперь организаторы мероприятия окончательно убедились в том, что фестиваль интересен как реконструкторскому сообществу (на юг приехали коллективы из Москвы, Новосибирска, Воронежа, Краснодара, Владикавказа и Черкесска), так и ставропольцам. С каждым годом зрителей становится все больше, несмотря на то что какой-то широкомасштабной рекламной кампании музей не проводил.
- В этом загадка нашего фестиваля. В 2020 году, еще в ковидные ограничения, пришло порядка двух тысяч человек. В прошлом году уже - больше 20 тысяч. В этом году ожидаем еще больше посетителей. Этим мы отличаемся от мероприятий, куда людей отправляют организованно или куда они идут неохотно, - рассказывает Охонько. - Здесь же все - по желанию гостей. Причем, чтобы попасть сюда, недостаточно просто приехать на маршрутке. Нужно еще пройти пешком, быть готовым к погодным условиям. Но смотрите, гостей ничего не останавливает, много детей.
Про погодные условия Николай Анатольевич сказал не для красного словца. Весь день открытия то и дело сыпал дождь, иногда несильный, а временами - обложной. Захватившие зонты и дождевики продолжали гулять, а вот остальным пришлось скрываться под навесы к реконструкторам: одни к мастерам по доспехам, другие - на старинную "кухню". Но от этого атмосфера становилась более камерной: граница между организаторами и гостями стиралась так же, как и между эпохами.
Например, обстановку сделал еще более домашней кузнец Олег Белов из Воронежа, когда принес к реконструкторам, отвечающим за гастрономическую часть фестиваля, шампур, который по их просьбе тут же только что и сделал. Он позже объяснил, что таким образом делает историю по-настоящему живой. У его мастерской, когда небо прояснялось, неизменно собирался аншлаг.
- Кузнечное ремесло людям понятно, интересно. Все эти элементы сделаны не из досок. Они рубленные и строганные из стволов. Даже меха - из колотой доски. Гвозди на мехах - кованые. Кожу на мехах взяли растительного дубления. Мы попытались максимально приблизить это к оригиналу, - поясняет Белов.
Не похожесть, а аутентичность является важным элементом подобных фестивалей, объясняют участники. Изюминка кроется именно в деталях - сделать шов таким же, как и на артефактах тех времен, создать доспех или даже повозку аналогичными инструментами и методами - вот главное удовольствие для них. Так, Павел Потапов из Ступино (когда не реконструирует, то занимается психологией) признается, что сейчас его хобби постепенно превращается уже в источник дохода: он восстанавливает древние технологии.
- Костюмы и все остальное для меня вторично. Я археотехнолог - человек, занимающийся восстановлением технологий, которые используются в то или иное время, - объясняет Потапов. - Я не концентрируюсь на одной эпохе. Люблю осваивать и каменный век, и бронзовый. Сейчас понемногу подхожу к технологиям железного. В идеале хочу пройти этот путь от каменного века и до современных технологий. В своей мастерской изготавливаю каменные, а также исторические музыкальные инструменты.
Кстати, на фестивале гости могут посмотреть на действительно уникальные музыкальные инструменты, некоторые из них существуют в единственном экземпляре на всем пространстве СНГ. Подобную роскошь привезли артисты московского ансамбля Alcanter. Гостей своего шатра они погружали в античную культуру, объясняли, чем отличался стиль музицирования и поэзии в Греции и Риме.
- Если в Древней Греции музыкальное исполнение было процессом интимным, предназначенным для небольшого круга или даже музицированием для себя, то римляне придумали, как на этом заработать, придумали площадные представления, праздничные театральные постановки, показательные шествия. Они вообще любили, когда всё шумит, блестит, когда всего много, - объясняет артист Юрий Посыпанов.
"Наследие степей и гор" оказывается где-то посередине между камерной греческой культурой и яркой площадной римской. Моментами было ярко и громко, как битва в арчердаге, а где-то умиротворенно и спокойно, как поэтическое чтение Гомера. Впрочем, каким он может стать покажет время.
Директор краеведческого музея Николай Охонько уверен, что потенциал для роста мероприятия большой, как и планы организаторов. Фестиваль уже стал осенней традицией, которую планируется и дальше соблюдать в ежегодном формате.