16.11.2023 08:55
"Родина"

Бричка, прискакавшая к потомкам. В Красноярском краевом краеведческом музее обнаружен неизвестный рисунок Василия Сурикова

Текст:  Илья Куклинский (замдиректора Красноярского краевого краеведческого музея)
Родина - Федеральный выпуск: №11 (1123)
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

В феврале 1916 года сотрудники нашего музея занимались подготовкой масштабной выставки "Старый Красноярск". А в марте пришла скорбная весть о смерти в Москве великого красноярца - художника Василия Ивановича Сурикова. Сама собой пришла идея организовать на выставке небольшую мемориальную экспозицию "Уголок В.И. Сурикова". На нее сразу обратили внимание, а газета "Сибирская мысль" особо отметила наброски суриковских картин: "Среди них портрет губернатора Замятнина, быть может, тот, который, по преданию, сыграл решающую роль в жизни покойного. Изящна головка девушки. Быть может, это, крошечное пока, собрание ляжет в основание галереи имени знаменитого красноярца..."

Уголок В.И. Сурикова на выставке "Старый Красноярск". 1916 год. / КККМ оф 10426-407.

В дар музею было передано 11 произведений. Среди них небольшой карандашный набросок в раме от брата художника А.И. Сурикова. На рисунке представлена легкая четырехколесная повозка, разновидность дрожек. Вероятно, это одноконная линейка - очень популярный общественный транспорт в Российской империи. Передние колеса повозки меньше задних, для защиты от дорожной грязи установлены крылья. Женщина в платке и с корзиной в руке сидит спиной к зрителю и боком по ходу движения. Правит повозкой бородатый старик, он изображен в профиль, на голове картуз. Причем сидит возница на пассажирском месте, а не на месте кучера.

В. Суриков. Одноконная линейка. 1900-1910-е. / КККМ оф 10100-293.

Очевидно, художник сделал рисунок на скорую руку, пытаясь зафиксировать момент управления быстро движущейся повозкой. Особое внимание автор уделил фигуре и лицу возницы: он немного привстал, сильно наклонился вперед, руки напряженно держат вожжи и управляют лошадью. Кажется, улавливается даже страх в глазах возницы: как бы не потерять управление!

У работы неровные края, вероятно, первоначально набросок находился в одном из походных альбомов художника, а потом был оттуда вырван или вырезан. На ветхом листе бумаги - обширные разводы. А поскольку сто лет назад рисунок был оформлен в паспарту и экспонировался вблизи окон, досталось ему и от солнечного света...

Инвентарь художественного отдела Музея Приенисейского края (c первых поступлений до 1936 года). / КККМ. С. 2

В 1926 году, к десятилетию со дня смерти Василия Ивановича, этот рисунок вновь всплывет на выставке, посвященной художнику. Он будет записан в каталоге под N 11 и назван "Набросок карандашом". И после этого уже никогда не будет опубликован ни в книгах, ни в альбомах, ни в каталогах, изданных Государственной Третьяковской галереей и Государственным Русским музеем. А в послевоенные годы огромное суриковское собрание краеведческого музея начало рассредоточиваться между другими музеями города. Потом началась переинвентаризация собраний, и, вероятно, именно тогда карандашный набросок повозки каким-то образом выпал из коллекции, так как на нем не было автографа художника...

Группа музейных сотрудников на фоне выставки "Уголок В.И. Сурикова". 1924 год. / КККМ оф 10426-167.

Уже в 1995 году карандашному наброску были присвоены новый инвентарный номер, новое название "Бричка" и ... новый автор, красноярский художник Дмитрий Иннокентьевич Каратанов. И только в 2019 году суриковский набросок повозки был случайно обнаружен в фондах нашего музея. Для подтверждения его подлинности сканированное изображение было отправлено сотрудникам Государственной Третьяковской галереи. Заведующая отделом графики XVIII - начала XX века ГТГ Ирина Викторовна Шуманова подтвердила подлинность и отнесла набросок к позднему периоду творчества художника...

Уголок В.И. Сурикова. 1926 год. / КККМ НЕГ 5163.

Так после почти столетнего забвения он вернулся к своим почитателям.

Музейный поиск продолжается. Неопределенной остается судьба карандашного рисунка "Дед Сурикова", записанного в инвентарную книгу музея в 1916 году. Минимум две ранее неизвестные графические работы художника, о которых мы знаем только по пересъемке на стеклянный негатив, тоже где-то ждут своего часа...

Реликвии