На портрете кисти Карла Брюллова Елизавете Сергеевне 14 лет. Другие ее портреты до нас не дошли. Она обессмертила свое имя, создав романс на стихи М.Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу".
Двадцать четыре композитора написали на эти стихи музыку, а живет лишь одна мелодия.
Оценка поэта
Удивительное получилось произведение в единстве интонации текста с пленительной музыкой. Долгие годы "Выхожу один я на дорогу" считалась народной песней. И только в 1964-м, когда отмечался лермонтовский юбилей, ведущая концерта со сцены пятигорского театра объявила: "Романс "Выхожу один я на дорогу". Музыка Елизаветы Шашиной".
Она была на девять лет старше поэта, и, вероятно, они были знакомы. Композитор Георгий Васильевич Свиридов утверждал, что Лермонтов слушал романс именно в ее музыкальной редакции и одобрил его. В последующие годы Елизавета Сергеевна много раз перерабатывала мелодию, пока не остановилась на той, которую опубликовала в 1861 году и которую мы все знаем и любим.
Две сестры
Обе дочери дворцового декоратора Сергея Николаевича Шашина, украшавшего интерьеры петербургских особняков Строгановых, с детства любили музыку и прилежно ее изучали. Старшая, Елизавета, утратив прекрасный голос от тяжелой болезни, посвятила себя исключительно изучению теории музыки и композиции. Выступала с концертами, став замечательной пианисткой и аккомпанируя младшей сестре, певице Аделаиде Сергеевне Шашиной. Выступления их пользовались большим успехом. Аккомпанируя сестре, разучивая и перекладывая множество романсов для нее, Елизавета Шашина начала сочинять и собственные. Их более полусотни...
Со временем Шашины приобрели небольшую усадьбу в Вышневолоцком уезде Тверской губернии, близ озера Глубоко. В простой и скромной жизни, за повседневными заботами о хлебе насущном, за постами и молитвами в местной церкви проходили годы. Елизавета Сергеевна продолжала заниматься творчеством, сочиняя новые романсы, которые посылала в нотные издательства обеих столиц. Иногда в холодное время года сестры Шашины уезжали в Москву или Петербург, где жили у знакомых или на съемной квартире, подрабатывая уроками музыки и пения.
Елизавета Сергеевна скончалась в 1903 году, в возрасте 97 лет. А романс "Выхожу один я на дорогу" стал ниточкой, связывающей русских изгнанников первой волны с любимой Родиной.
Это космос!
Писатель Владимир Солоухин рассказывал о характерном эпизоде, свидетелем которого он был:
"В застолье американец русского происхождения жалуется нам, что не может вспомнить замечательную НАРОДНУЮ ПЕСНЮ, которую ему пела мама в раннем детстве. Он рассказывал почти по-лермонтовски: "Мне было тогда года три. Это была песня, от которой плакал сердцем... Если бы услышал ее, она бы произвела на меня прежнее сердечное действие". И вот он всю жизнь мучается от невозможности вспомнить эту песню, да и забыл он все слова песни, кроме одного самого первого слова. Естественно, что друзья спросили: "Какое же это первое слово?" И тот с характерным акцентом выговорил: "Ви-хо-жу..." И тогда мы хором запели ему: "Выхожу один я на дорогу...".
Космонавт Герман Титов, совершая одиночный космический полет 6 августа 1961 года и увидев, что "на черном бархате неба, как алмазы, трепетным огнем искрились и переливались крупные, холодные звезды", вспомнил романс "Выхожу один я на дорогу", где "звезда с звездою говорит...". А в августе 2001 года российские астрономы начали с помощью мощных антенн регулярно передавать в космос, по направлению к шести звездам солнечного типа, радиопослания в виде музыкальных концертов. Позывным планеты Земля служила мелодия романса Шашиной "Выхожу один я на дорогу", которая исполнялась на бесконтактном электромузыкальном инструменте "Терменвокс".
Самая ближняя из звезд-адресатов находится на расстоянии 45,9, а самая дальняя - 68,5 световых лет от Земли. И сейчас где-то в черных глубинах Вселенной несется к далеким звездам удивительная мелодия Елизаветы Шашиной, положенная на гениальные стихи русского поэта...
- Выхожу один я на дорогу;
- Сквозь туман кремнистый путь
- блестит;
- Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
- И звезда с звездою говорит.
- В небесах торжественно и чудно!
- Спит земля в сияньи голубом...
- Что же мне так больно и так трудно?
- Жду ль чего? жалею ли о чём?
- Уж не жду от жизни ничего я,
- И не жаль мне прошлого ничуть;
- Я ищу свободы и покоя!
- Я б хотел забыться и заснуть!
- Но не тем холодным сном могилы...
- Я б желал навеки так заснуть,
- Чтоб в груди дремали жизни силы,
- Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
- Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
- Про любовь мне сладкий голос пел,
- Надо мной чтоб, вечно зеленея,
- Тёмный дуб склонялся и шумел.
Михаил Лермонтов