К этой памятной дате ГРУ выпустило солидный 470-страничный том большого формата "История отечественной военной разведки: документы и комментарии. 1931-1962". Военно-исторический труд опубликован под редакцией Героя России адмирала Игоря Олеговича Костюкова и содержит не только тексты, но и факсимильное воспроизведение рассекреченных архивных документов со всеми резолюциями и маргиналиями на полях.
Мы слышим эхо прошедшего времени
Военный историк получает ни с чем не сравнимую возможность неспешного погружения в совершенно секретные документы военной разведки, до недавнего времени составлявшие государственную тайну. Это рождает психологическое ощущение повторяемости Истории. Опубликованные документы и материалы великолепно рифмуются с животрепещущими политическими и военными новостями сегодняшнего дня. Выясняется, что то, что мы переживаем здесь и сейчас, уже было. И я вспомнил авторское предисловие Николая Михайловича Карамзина к "Истории государства Российского".
"История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего"1.
Именно "дополнение, изъяснение настоящего" составляет главную ценность книги о трудах и днях военных разведчиков, во все времена зорко стоявших на страже интересов государства Российского.
Провальный замысел польского генштаба
23 ноября 1931 года руководитель советской военной разведки, которая в то время называлась IV Управлением Штаба РККА, Ян Карлович Берзин представил заместителю Председателя Реввоенсовета СССР Яну Борисовичу Гамарнику материал немецкой разведки о планах совместных действий Румынии и Польши против СССР. Знаменитая фраза Черчилля о Польше - "гиене Европы" еще не произнесена, но основания для подобного вывода уже имеются.
"Польский генштаб считает, что он сможет организовать ухудшение внутреннего положения СССР на юге Украины, где имеются значительные трения и сильно растут антикоммунистические настроения среди населения. По польским взглядам, это и будет обуславливать политику Польши в отношении СССР.
Польша не верит в прочность большевистского режима в России, Румыния тоже должна прийти к таким же выводам. Это дает возможность на многие проявления внешней политики СССР смотреть спокойно и на основании этого Польша и Румыния не должны проявлять уступчивости в отношении СССР"2.
Германская разведка продолжала снабжать советскую военную разведку совершенно секретными материалами о тайных антисоветских военных планах Польши и Румынии, которые вместе с привлеченной сильной французской авиационной эскадрой (численностью не менее 120 самолетов) под командованием опытного генерала французского воздушного флота планировали нанести совместный удар по южным областям Украины. Разумеется, предварительно "ухудшив там внутреннее положение", с целью последующей смены "большевистского режима" в СССР. При нанесении удара по Советскому Союзу французским воздушным силам ставилась задача: разрушить путем бомбардировок удаленные советские промышленные центры на юге Украины3.
По замыслам польского генштаба, Франции предстояло играть ключевую роль в планируемых военных действиях Польши и Румынии против Советского Союза, о чем неопровержимо свидетельствует рассекреченный документ, хранящийся в РГВА. "Вопрос о целесообразности французского руководства общим командованием румынско-польской армии оставляется открытым. Обе договаривающиеся страны пришли к убеждению, что, с одной стороны, определенное соглашение о французском общем руководстве при случайном разглашении договорных секретов может привести к грандиозным внешнеполитическим последствиям, с другой стороны, несомненно, что военный конфликт между Польшей, Румынией и Россией вызовет автоматически участие в нем и Франции, и в этом случае главное руководство само собой ляжет на Францию"4.
О серьезности военных намерений Польши и Румынии против СССР говорил весьма выразительный факт: "...Румыния должна выполнить постройку железной дороги Черновицы - Марашести, так же как и различных грунтовых дорог в Буковине, которые должны будут обслуживать общие интересы польско-румынского наступления"5.
Полученная информация о тайных военных планах Польши и Румынии доводится до сведения политического руководства Советского Союза. Реакция Сталина следует неотлагательно. На территории Молдавии, входившей тогда в состав УССР, в районе излучины реки Днестр, от Дубоссар до Тигины (ныне молдавский город Бендеры), а также далее по Днестру до Аккермана (ныне город Белгород-Днестровский Одесской области Украины), начинают проводиться капитальные бетонные и земляные строительные работы. Работы ведутся исключительно ночью в обстановке строжайшей секретности: "многочисленные места работ обнесены оградой из тростника"6.
Советская сторона осведомлена о попытках румынских военных летчиков сфотографировать район строительных работ, поэтому принимает соответствующие меры, чтобы замаскировать строительство. Глава советской военной разведки с удовлетворением констатирует:
"...До сего времени попытки румын вследствие сильной охраны не дали положительных результатов. Пытались румыны произвести разведку и при помощи самолетов, однако и эти попытки ни к чему не привели, так как днем работы не ведутся, а места работ прикрываются тростниковыми матами"7.
Следовательно, в начале 1930-х годов в Кремле благодаря донесениям военной разведки знали о планах Польши и Румынии при поддержке Франции напасть на СССР с территории Румынии и незамедлительно приняли адекватные меры по отражению весьма вероятной агрессии.
Сразу после Польши - Украина
А как обстояло дело с агрессивными планами Германии, направленными против Советского Союза, смогла ли военная разведка своевременно их вскрыть и добыть информацию о дате (сроках) нападения на Советский Союз?
7 июня 1939 года, за два года до начала Великой Отечественной войны, заместитель наркома обороны СССР, начальник 5-го управления РККА (так с апреля 1939 года именовалась военная разведка), Герой Советского Союза комдив Иван Иосифович Проскуров направил политическому и военному руководству страны спецсообщение "О дальнейшей агрессии Германии", отпечатанное в семи экземплярах. Документ адресован Сталину (два экземпляра), председателю Совнаркома и главе НКИД Молотову, наркому обороны Ворошилову, главе НКВД Берии и начальнику Генштаба Шапошникову. Один экземпляр подшит в дело.
"Докладываю агентурные данные...
Прибывший в Токио германский военный атташе в Москве генерал Костеринг сказал военному атташе в Токио, что в настоящее время первым противником Германии является Польша, а затем Советская Украина"8.
В книге опубликован экземпляр спецсообщения, подшитый в дело и хранящийся в ЦА МО РФ, однако экземпляры Сталина и других адресатов с их пометами еще не рассекречены и не доступны для изучения, поэтому мы не можем судить о реакции политического и военного руководства Советского Союза на разведывательную информацию.
28 августа 1939 года, за три дня до нападения Германии на Польшу, комдив Проскуров представил высшему руководству Советского Союза спецсообщение "О военных приготовлениях Германии против Польши", в котором сделал вывод о непосредственной подготовке Германии к войне9.
Через три дня началась Вторая мировая война, подтвердившая справедливость этого вывода.
12 миллионов немцев хотят драться
В книге факсимильно воспроизведены шифротелеграммы советских военных разведчиков, работавших за рубежом, содержание которых генерал-лейтенант Филипп Иванович Голиков - заместитель начальника Генерального штаба и начальник Разведывательного управления - докладывал руководству страны.
6 июня 1940 года. В разгар немецкого вторжения во Францию военный разведчик "Дюков" сообщает из Софии о планах Германии внезапно напасть на Советский Союз после окончания войны на Западе: "...Германия стремится заключить сепаратный мир с Францией при посредничестве Италии... После заключения мира Германия в течение ближайшего времени (не более одного, двух месяцев) приводит армию в порядок и совместно с Италией и Японией внезапно нападают на СССР с задачей уничтожения коммунизма и установления фашистского строя"10. Именно "Дюков" стал одним из первых военных разведчиков, который доложил в Центр о планируемом нападении Германии на Советский Союз.
29 декабря 1940 года. Военный разведчик "Метеор" доносит из Берлина: "...Гитлер отдал приказ о подготовке к войне с СССР. Война будет объявлена в марте 1941 года. Дано задание о проверке и уточнении этих сведений"11.
4 января 1941 года. "Метеор" докладывает в Центр результат проверки сведений о подготовке германского наступления весной 1941 года: "...Это основано не на слухах, а на специальном приказе Гитлера, который является сугубо секретным и о котором известно очень немногим лицам. ...Гитлером враждебные отношения к СССР не были изменены. Гитлер считает: а) состояние Красной армии именно сейчас настолько низким, что весной он будет иметь несомненный успех; б) рост и усиление Германской армии продолжаются"12.
15 марта 1941 года. Военный разведчик "Ещенко" сообщает из Бухареста выразительные слова не в меру разговорчивого немецкого майора: "Мы полностью меняем наш план. Мы направляемся на восток, на СССР. Мы заберем у СССР хлеб, уголь, нефть. Тогда мы будем непобедимы и можем продолжать войну с Англией и Америкой"13. И далее в той же шифротелеграмме "Ещенко" приводит реплику хорошо информированного румынского полковника, друга премьер-министра и фактического диктатора Румынии И. Антонеску: "Главштаб румынской армии вместе с немцами занят сейчас разработкой плана войны с СССР. Что эту войну следует ожидать через три месяца"14.
Действительно, Великая Отечественная война начнется через три месяца и семь дней.
24 марта 1941 года. "Ещенко" сообщает в Центр новые подробности, касающиеся предстоящего вторжения: "Геринг при встрече с Антонеску в Вене дал ему ряд указаний по согласованию плана мобилизации румынской армии с планом мобилизации немецкой армии, имея в виду генеральный план войны с СССР. ...В Берлине чрезвычайно широко распространены слухи о предстоящей войне Германии с СССР. ...Военные люди говорят: мы имеем под ружьем 12 миллионов солдат. Они хотят драться и хотят победить. Мы должны дать им возможность драться. Некоторые указывают даже дату - война с СССР должна начаться в мае. В настоящее время из Франции к границе СССР на территорию бывшей Польши перебрасывается громадное количество вооружения"15.
2 мая 1941 года. Военный разведчик "Рамзай" (Рихард Зорге) посылает шифротелеграмму из Токио: "Я беседовал с германским послом Отто и морским атташе о взаимоотношениях между Германией и СССР. Отт заявил мне, что Гитлер исполнен решимости разгромить СССР и получить европейскую часть Советского Союза в свои руки в качестве зерновой и сырьевой базы для контроля со стороны Германии над всей Европой"16.
15 июня 1941 года. Военный разведчик "Оствальд" из Хельсинки сообщил о прибывающих в порты Финляндии немецких войсках: "...Выгрузилось не менее двух моторизованных дивизий, следующих железнодорожными эшелонами... Одновременно с этим проводится мобилизация резервистов финской армии, усилен полицейский режим населенных пунктов Финского и Западного заливов, объявлены запретные зоны. Личным наблюдением установлено... не менее 2000 транспортных, легковых и специальных машин, не менее 10 000 мотопехоты и спец. части. Большое количество офицеров"17.
16 июня 1941 года. Военный разведчик "Арнольд" посылает в Центр шифротелеграмму из Берлина: "В кругах штаба верховного командования упорно циркулирует версия о выступлении против нас 22-25 июня. ...Финляндия и Румыния готовы выступить одновременно с Германией"18.
21 июня 1941 года. В 19.00 в Центр поступило сообщение агентурного источника "Х" (под этим псевдонимом скрывался работник торгового отдела посольства Германии в Москве): "Посольство утром получило указание уничтожить все секретные бумаги. Приказано всем сотрудникам посольства до утра 22.6. запаковать свои вещи и сдать их в посольство, самим также находиться в здании посольства, живущим вне посольства переехать в посольство. СЧИТАЮ, ЧТО НАСТУПАЮЩЕЙ НОЧЬЮ БУДЕТ РЕШЕНИЕ - ЭТО РЕШЕНИЕ ВОЙНА"19. (Выделено в документе. - Авт.)
Таким образом, архивные документы свидетельствуют, что накануне Великой Отечественной войны военная разведка сделала все, на что была способна в тех исторических условиях. Главное - она в режиме текущего времени предоставляла высшему руководству государства точную информацию о том, что Германия целенаправленно готовит нападение на СССР, а после 30 апреля неоднократно докладывала, что война будет развязана в июне 1941 г.20.
Непубличная знаменитость
В годы Великой Отечественной войны ощутимо возросла ведущая роль Главного разведывательного управления (ГРУ) Красной армии, которое еще 23 октября 1942 года Сталин приказом № 00222 подчинил непосредственно себе как наркому обороны. Профессия разведчика исключает публичность. Быть знаменитым - не их удел. Но на завершающем этапе войны именно кадровые сотрудники ГРУ впишут свои имена в летопись известных исторических событий.
Контр-адмирал Николай Михайлович Харламов 6 июня 1944 года в качестве официального представителя СССР принял участие в высадке союзников в Нормандии (операция "Оверлорд").
Генерал-майор Алексей Павлович Кисленко, кандидатура которого, по представлению начальника ГРУ, была утверждена лично Сталиным, присутствовал при подписании Акта о капитуляции немецких войск в Северной Италии 29 апреля 1945 года. Этот выразительный эпизод остался за рамками культового фильма "Семнадцать мгновений весны", в очередной раз подтвердив справедливость истины: История гораздо изобретательнее, чем фантазия любого самого талантливого беллетриста или сценариста.
Генерал-майор Иван Алексеевич Суслопаров 7 мая 1945 года подписал Акт о капитуляции Германии в Реймсе.
Генерал-лейтенант Кузьма Николаевич Деревянко 2 сентября 1945 года поставил свою подпись под Актом о капитуляции Японии.
Великий русский историк Николай Михайлович Карамзин был бы доволен: "во славу нравственного неуклонного правосудия"21, именно военная разведка, своевременно сообщившая о неотвратимом начале Второй мировой войны, поставила в ней итоговую точку.
- 1. Карамзин Н.М. Сочинения. В 2 т. Т. 2. Л.: Худож. лит., 1984. С. 232.
- 2. История отечественной военной разведки: документы и комментарии. 1931-1962. Военно-исторический труд / под общей редакцией адмирала И.О. Костюкова. М.: ГУ ГШ ВС РФ, 2023. С. 23.
- 3. Там же. С. 20.
- 4. Там же. С. 26.
- 5. Там же. С. 26.
- 6. Там же. С. 25.
- 7. Там же. С. 25-26.
- 8. Там же. С. 64.
- 9. Там же. С. 74-75.
- 10. Там же. С. 95.
- 11. Там же. С. 98.
- 12. Там же. С. 99, 100.
- 13. Там же. С. 105.
- 14. Там же. С. 105.
- 15. Там же. С. 107, 108.
- 16. Там же. С. 112.
- 17. Там же. С. 114.
- 18. Там же. С. 115.
- 19. Там же. С. 127.
- 20. Там же. С. 82.
- 21. Карамзин Н.М. Указ. соч. С. 387.