Государственный архив Владимирской области опубликовал документы Владимирского облисполкома, которые датированы 14 февраля 1966 года. В этот день десятки населенных пунктов области получили новые названия.
До революции нарушать старинные, веками закрепленные в памяти народной названия, было не принято, хотя некоторые населенные пункты носили неприличные, по меркам общественной морали, прозвания, отметили во владимирском архиве.
В то же время, деревни часто имели двойные названия. Например, в Сычевском уезде Смоленской губернии было несколько деревень с названием Задняя. Чтобы не перепутать, у Задних имелись вторые названия. Например, у той, что неподалеку от крупного села Тесова - второе название Ручьево. Оно благозвучнее, хотя деревня значится в старинных документах не при ручье, а при колодцах. Может, поэтому Ручьево не прижилось - осталось прежнее название, которое трансформировалось в Заднее. Последние избы этой деревушки доживают свое в наши дни.
Другая Задняя, тоже в Сычевском уезде, этому названию, очевидно была рада, так как еще одно совсем уж обидное - Сракина.
С неблагозвучными названиями боролись и в некоторых других деревнях Сычевского уезда. Например, жители Засерихи продвигали альтернативное название Тетерка, а в названии деревни Срамотной просто переставили местами одну букву и она стала Сармотной.
Может, и задним, как говорится, числом.
Но вернемся к Некрасову и Владимирской области. В "Кому на Руси жить хорошо"? было ведь не только Неелово, Неурожайка тож. Будь возможность у Владоблисполкома сменить названия всех деревень, откуда происходили некрасовские мужики, он бы ей воспользовался: ведь там, помимо Неелова, упоминаются Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино и Горелово.
Хотя в 1960-х во Владимирской области и без этого выбрали множество деревень с "неблагозвучными названиями" и переименовали.
Например, в Вязниковском районе деревни Большие и Горелые Рылухи стали деревней Дружной и деревней Зеленые Пруды соответственно. Ковыряиху окрестили, если такое слово можно применить к советской эпохе, Заовражной, а деревню Сварухи - Ясными Зорями.
Там же, в Вязниковском районе под раздачу почему-то попали Осинки - они стали Сосновкой, а в Гусь-Хрустальном районе безобидное название деревни Гришки сменили на Заболотье. Не исключено, правда, что какие-то переименования делали, если в районе была другая деревня с таким названием.
В Гороховецком районе Огрызково стало Рассветом, а Объедово в Камешкоском - Привольем. В Ковровском районе деревня Сидорова Саранча превратилась в Новоберезово, а деревня Бараково-Саранча в соседнем Селивановском районе - в Пчелкино. Остроумно! Так спустя века избавились от нашествия "Саранчи". Кстати, название административного центра Селивановского района - Красная Горбатка - не тронули.
Деревня Блудово в Кольчугинском районе была поставлена на путь исправления под названием Березовая Роща. А село Козлятьево сначала лишили удивительного деревянного храма - он уже разрушался и был перевезен в музей деревянного зодчества в Суздаль - а потом и названия. С 1966 года это деревня Поляны.
В Меленковском районе тоже избавились от названий, в которых предки увековечили представителей фауны: Псилово стало деревней Ровной, а Кошкино - Лужками. Что характерно, Петушки, ставшие городом тогда же, в 1965-м, переименовывать не стали. Но в районе не обошлось без нововведений. Так, деревня Лачуги засветила Красным Лучом.
В Юрьев-Польском районе деревню Кобелиха тоже "перекрасили" и с тех пор это Красное Заречье. В этом районе старательно избавлялись от "излишеств нехороших". В свете нравственной программы деревня Пьянцино "перетекла" в безалкогольные Ручейки, деревню Вошню "вывели" и обозвали Терновкой, а Хапиловку "перевоспитали" в Подгорную.
Впоследствии некоторые населенные пункты вернули свои названия. В фильме Михаила Евдокимова "Не послать ли нам гонца", который он снял в 1997-м, как раз один из ироничных сюжетов про то как селяне борются за возвращение селу Красный Серп исторического названия Миндюкино. И возвращают его.
К сожалению, политику переименований, которую активно стали проводить в советское время, продолжают и сейчас. Но если возвращение исторических названий, от которых избавились после революции, оправдано, то переименование улиц, получивших название в советское время, зачастую трудно объяснить.
Не исключено, что в Госдуму будет внесен законопроект, в соответствии с которым предлагается установить запрет на использование в названиях населенных пунктов оскорбительных, уничижительных и принижающих достоинство жителей наименований. При этом муниципальные власти получат возможность переименовывать географические объекты.
В качестве примеров приводится ряд наименований населенных пунктов из разных регионов России, в частности село Лох в Саратовской области. Но дело в том, что местные жители на обращение "лох" не обижаются, реагируя на него спокойно и воспринимая как должное. При этом они не считают себя простофилями или недотепами.
Ими могут оказаться те, кто примет решение менять названия населенных пунктов и так переписывать историю.