Уникальный жизненный путь "полудержавного властелина", по меткому пушкинскому выражению, сумевшего из полной безвестности возвыситься до фактического правителя Российской империи, никого не оставляет равнодушным. Современники в большинстве своем страстно завидовали ему, для многих потомков, и историки в их числе, его вклад в отечественную историю значителен и весом. По оценке известного современного специалиста по военной истории В.А. Артамонова, Меншиков был "даровитый и удачливый любимец Петра Великого. С гвардейской выправкой, ростом 195 см (под стать Петру I, рост которого был 204 см) и с солдатской закваской, разбитной и остроумный удалец по праву занял с 1691 г. видное место в петровской гвардии. Карьера Меншикова взвилась подобно ракете"1.
При этом о детстве и юности светлейшего князя и генералиссимуса, первого в истории губернатора Санкт-Петербурга так и не найдено никаких достоверных источников. Особенно в первые двадцать лет его биографии. Это порождало и порождает версии мифологического толка, опровергнуть или доказать которые чрезвычайно непросто. Некоторые сказания о петровском Алексашке уже вошли в общественное сознание, чему немало поспособствовал яркий, хотя и незаконченный роман Алексея Николаевича Толстого "Петр Первый", входивший в советские годы в школьную программу по литературе для выпускного класса.
Ниже мы постараемся взглянуть на мифологию Меншикова глазами современной исторической науки, а заодно и по возможности проверить, насколько выписанный Толстым симпатичный художественный образ соответствует реальности.
Миф первый. А ему точно 350?
У любого грамотного читателя проблема уже с написанием фамилии светлейшего князя. Так и подмывает вставить в нее мягкий знак, что, собственно, иногда и делала грамотная супруга его, подписываясь как "Дарья Меньшикова"2. Более того, именно так, "Меньшикофъ"3, расписался и сам Александр Данилович в 1697 г. во время Великого посольства в Европу - это самый первый из немногих известных его автографов. В дальнейшем мягкий знак в фамилии иногда пробивается даже в серьезных научных текстах, как, например, в 1899 г. у известного военного историка, генерала от инфантерии П.О. Бобровского или в 2016 г. у современного филолога А.С. Акимовой, исследовательницы толстовского романа4.
Незыблемо устоялась, впрочем, версия без мягкого знака, чему в ХХ веке изрядно поспособствовал своим романом Алексей Толстой - у него повсюду Меншиков, а школьникам, писавшим в сочинениях о "Меньшикове", засчитывали орфографическую ошибку. И был тот Меншиков, по писательской версии, старше и опытнее своего царственного друга. Вот как Толстой представляет диалог Петра и Алексашки накануне царской женитьбы на Евдокии Лопухиной:
"- Убранство красивое, - проговорил Алексашка певуче, - чисто в раю для ангелов приготовлено...
Петр разжал зубы и хохотнул. Указал на постель:
- Чепуха какая.
- Окажется молодая ладная, горячая, так - и не чепуха. Лопни глаза, мин херц, слаще этого ничего нет.
- Врешь ты все.
- Я-то с четырнадцати лет это знаю... Да еще какие шкуры-девки попадались... А твоя-то, говорят, распрекрасная краля..."5.
Если перенести этот колоритный диалог на историческую почву, то получится, что 16-летнего Петра накануне его свадьбы 27 января 1689 г. по старому стилю (6 февраля по новому) учит жизни 15-летний Меншиков. Вряд ли Толстой стремился придать этому фрагменту своего романа такой откровенно юмористический характер. Писатель, проштудировавший при написании текста немало исторических трудов, наверняка склонялся к той их версии, что Меншиков был старше царя и родился около 1670 г. Доказательств такое предположение в сохранившихся источниках не имеет, равно как и версия неутомимого биографа Петра из XVIII в. И.И. Голикова (1735-1801) о том, что Меншиков появился на свет в 1674 г.
Основания под собой имеют две даты рождения: в 2019 г. польский военный историк П. Крокош справедливо написал о том, что "Меншиков, вероятнее всего, родился в 1672 или в 1673 г."6.
Для традиционной даты, 1673 г., источник единственный. 6 ноября 1723 г. камер-юнкер Фридрих Вильгельм Берхгольц (1699-1765), голштинец родом, занес в свой дневник запись: "В этот день праздновалось рождение князя Меншикова, которому исполнилось 50 лет"7. Свидетельство краткое, Петр с дочерьми был, императрица Екатерина вследствие нездоровья не поехала. Пышного празднования юбилея не было - Меншиков в духе времени с гораздо большим размахом отмечал свои именины 23 ноября по старому стилю - день памяти св. Александра Невского.
Дату 1672 г. неизменно приводил маститый биограф Меншикова и многолетний постоянный автор "Родины" Н.И. Павленко8. Ее сообщает анонимный немецкий текст о "Заслугах и подвигах его великокняжеской светлости, князя Александра Даниловича Меншикова...", публиковавшийся в русском переводе в журнале "Сын Отечества" в 1848 г. с ведома правнука "полудержавного властелина" морского министра А.С. Меншикова. В этом источнике, содержащем материалы к официальной биографии Меншикова, читаем: "День рождения его светлости ... ноября 1672 г."9. Сомнения в конкретной дате не случайны: еще в 1705 г. Александр Данилович праздновал день рождения 13 ноября, а затем торжества перенеслись на привычное сегодня 6-е10.
Миф второй. Вот такие пироги
Уточнить и дату рождения Меншикова, и другие важные подробности его ранней биографии получится вряд ли. Правнук Александра Даниловича адмирал Меншиков в письме известному историку Н.Г. Устрялову от 29 сентября 1863 г. горестно поведал, что "все фамильные данные, которые были собраны отцом моим, оказались истребленными московским пожаром 1812 г."11. При отсутствии достоверных источников для Толстого открывалась широкая перспектива писать о Меншикове по собственному разумению, чем писатель сполна и воспользовался.
Впрочем, очевидных ошибок в изображении эпохи у романиста, учившегося в Петербурге в технологическом институте и профессионально историей не занимавшегося, немного. Бросается в глаза лишь эпизод, когда при знакомстве с юным Петром на Яузе Алексашка показывал, как ловко он умеет протаскивать иголку сквозь щеку, и получил в награду серебряный рубль: "Рубль был новенький, - на одной стороне - двуглавый орел, на другой - правительница Софья. Сроду Алексашка с Алешкой столько не наживали"12.
Они и за всю жизнь такую монету нажить не могли, ибо ее в 1680-х гг. попросту не было. Известный нумизмат И.Г. Спасский в 1977 г. авторитетно подчеркивал: "Серебряный рубль царевны Софьи с царевичами, получивший известность как подлинная монета благодаря роману А. Толстого "Петр Первый", в 1857 г. был впервые опубликован в атласе Шуберта... но в 1843 г. этой монеты у Шуберта не было... и, скорее всего, она еще и не существовала"13.
До сих пор монета с Софьей так и не найдена.
Тут во всей красе видна сила печатного слова. Текст Толстого достучался до сердец миллионов читателей, убедительная манера повествования не располагает к сомнениям, а любовно выписанного автором Меншикова вскоре после публикации первых двух книг романа в 1934 г. органично и ярко дополнил в известном фильме 1937 г. сыгравший Алексашку Михаил Жаров. Ну и как после этого не поверить в толстовский рассказ о том, как зверски битый жестоким отцом юный Меншиков сбежал из дому прямо во время Хованщины 1682 г. и прибился к пирожнику Федьке Зайцу.
По версии писателя, два месяца мальчик бойко торговал пирогами:
"- Вот, пироги подовые, медовые, полденьги пара, прямо с жара, - звонко кричал Алексашка, поглядывая на прохожих. - Вот, налетай, расхватывай! - Видя стоявших кучкой стрельцов, он приговаривал, приплясывая: - Вот, налетай, пироги царские, боярские, в Кремле покупали, да по шее мне дали, Нарышкины ели, животы заболели"14.
Торговля пирогами на публике в Москве - это, пожалуй, самый известный миф о Меншикове. Начинался он как часть информационного противостояния со Швецией во время Северной войны. Сбежавший из России воспитатель царевича Алексея Мартин Нейгебауер, немец из Данцига, принятый затем на службу Карлом XII, в 1704 г. стал автором пропагандистской брошюры, в которой первым назвал Меншикова крестьянским сыном и "пирожником".
Царский пропагандист барон Генрих фон Гюйссен, немец из Эссена, бывший с 1703 г. воспитателем царевича Алексея, уже в 1705-м возразил пасквилянту: "Он происходит из доброй дворянской фамилии, хорошо известной в Литве. Отец господина губернатора [Петербурга] был обер-офицером Семеновского полка", при этом у Меншикова "есть много родственников по отцовской линии, владеющих дворянскими имениями близ Минска". На Западе в итоге глубоко укоренилась "пирожная" версия, ее укрепил Вольтер своим сочинением 1730 г. о Карле XII, очень популярном и часто переиздававшемся: "Из мальчишки пирожника он сделался генералом и князем"15.
После окончания Северной войны и кончины Меншикова в 1729 г. в сибирском Березове дискуссия о корнях светлейшего князя приняла более спокойный характер. В 1730-х гг. к "пирожной" версии добавилась "блинная": член могилевского магистрата Юрий (Ежи) Трубницкий написал о том, что Меншиков "был низкого сословия, будто бы сын пекаря, блины пек отец оного, а он был известен тем, что их разносил по Москве на лотке, крича по обычаю такими словами: "Горячие, вот блины горячие!"16. Восклицания Алексашки в этой польскоязычной хронике переданы на русском языке.
Споры эти не оставили равнодушным и Пушкина. В "Полтаве" петровский соратник у него "счастья баловень безродный", а позже, в набросках к "Истории Петра", баловень уже родовитый: "Меншиков происходил от дворян белорусских. Он отыскивал около Орши свое родовое имение. Никогда не был он лакеем и не продавал подовых пирогов. Это шутка бояр, принятая историками за истину"17.
Какое же из пушкинских мнений ближе к истине? Бойкий сочинитель текстов на тему русской истории Казимир Валишевский полагал, что "можно согласовать обе версии. Сын мелкопоместного дворянчика из-под Смоленска мог продавать пирожки на улицах Москвы; ведь торговал же ими кавалер ордена св. Людовика в Версале во времена Стерна"18. Пироги, заметим, сменились пирожками, а петровская Москва - окрестностями французской столицы в изображении умершего в 1768 г. английского писателя Лоренса Стерна.
Миф третий. Сын потешного конюха и купчихи
Валишевский, правда, уверял далее, что Меншиков якобы мог совмещать торговлю "пирожками" с должностью сержанта Преображенского полка в 1690-х гг. Эти фантазии уже четко опровергаются архивными источниками. Стоит особо отметить, что отец светлейшего князя не пек ни пирогов, ни блинов. В 1991 г. историки А.Я. Дегтярев и А.С. Лавров при содействии академика Н.Н. Покровского обнародовали любопытнейший документ из архива Владимиро-Суздальского заповедника. 13 октября 1689 г. в книгу Стрелецкого приказа было записано "словесное челобитье потешного конюха Данила Меншикова Новодевичья монастыря на оброчного крестьянина Кирюшку Иванова в битье племянника ево Данилова мещанина Калинки Павлова"19.
Тут не только единственный раз в сохранившихся источниках упомянут отец петровского сподвижника, но и указана его весьма высокая по меркам времени должность, по сути офицерский чин. Ведь потешный конюх - это не изображенный Толстым в романе вечно пьяный отец Алексашки, бегающий за сыном, "бухая сапогами". Это военный человек, лично известный юному монарху. По словам генерала Бобровского, "потешными были люди исключительно близкие к царю Петру, хорошо ему знакомые, разделявшие с ним время в известных трудах всякого рода, и в комнатах, и в поле, и в Кремле, и в походах..."20. Упоминание "потешных" исчезает из источников к 1694 г., а потешные конюхи к тому времени превратились в сержантов Преображенского и Семеновского полков.
В Семеновском полку до 1695 г. вместе служили отец и сын Меншиковы. Данила погиб при взятии Азова в том же году, сержанту Семеновского полка Александру Даниловичу 20 декабря 1695 г. было пожаловано выморочное, т.е. оставшееся без наследников поместье покойного Юрия Безобразова в Вяземском уезде21. Торговать пирогами молодому соратнику Петра в то время не было никакой необходимости, уже в следующем, 1696 г., он упоминается как сержант царского Преображенского полка.
Но и "шутка бояр" о пирожнике Алексашке родилась не на пустом месте. Беглый пасквилянт Нойгебауер воспроизвел слухи, имевшие основанием купеческое происхождение матери Меншикова, о которой мы знаем только то, что звали ее Анной Игнатьевной, даже девичьей фамилии источники не сохранили. Архивист Т.А. Лаптева обнаружила в РГАДА документ, повествующий о том, что в апреле 1695 г. сержанту Меншикову отошли по наследству в общей сложности три с четвертью лавки в Железном и Сырейном рядах в Москве22. Лавки немалой по тем временам стоимостью в 780 рублей принадлежали скончавшемуся костромскому купцу Ивану Алексеевичу Железникову, который весьма вероятно приходился Меншикову родственником по материнской линии. А если так, то в торговых рядах юный Алексашка появлялся точно, но пирогами и блинами торговал вряд ли.
P.S. В ранней биографии светлейшего князя Меншикова и его родословной по сей день остается немало неизвестного и непонятного. А знаменитый роман Алексея Толстого мифы о Меншикове воспроизводит в том виде, как они сложились к 1930-м гг., и новых легенд не измышляет. Созданный писателем образ внутренне логичен и помогает проникнуть в характер реальной исторической личности. Как не запомнить толстовские строки о том, как предстал перед Петром "песельник в пунцовой рубахе, Алексашка Меншиков с пронзительными глазами":
"Один, синеглазый, наглый, выскочил и с приговором: "Ай, дуду дуду дуду", - пошел в присядку, отбивая подковками дробь, щелкая ладонями по песку, с перевертом, с подлетом, завертелся юлой: "И - эх - ты!.." - Ай да Алексашка!"23
- 1. Артамонов В.А. А.Д. Меншиков как полководец // Меншиковские чтения-2011: научный альманах / гл. науч. ред. П.А. Кротов. СПб., 2011. С. 114.
- 2. Павленко Н.И. Александр Данилович Меншиков. М., 1981. С. 17.
- 3. Беспятых Ю.Н. А.Д. Меншиков: Мифы и реальность. СПб., 2005. С. 33, 35.
- 4. Бобровский П. Потешные и начало Преображенского полка. СПб., 1899. С. 14; Акимова А.С. Исправленный Петр Первый: к истории текста романа А.Н. Толстого // Studia Litterarum. Т. 1. 2016. N 3-4. С. 271.
- 5. Толстой А.Н. Петр Первый // https://ilibrary.ru/text/2174.
- 6. Krokosz P. Od sprzedawcy pieroz] [ko] [w do generalissimusa. Zawrotna kariera Aleksandra Mienszykowa // Perspektywy Kultury. 2019. N 1. S. 142-143.
- 7. Дневник камер-юнкера Берхгольца, веденный им в России в царствование Петра Великого. Ч. 3. 1723. М., 1860. С. 250.
- 8. Павленко Н.И. Александр Данилович Меншиков. С. 6.
- 9. Заслуги и подвиги его великокняжеской светлости, князя Александра Даниловича Меншикова... // Сын Отечества. 1848. N 1. С. 8.
- 10. Есипов Г.В. Князь Александр Данилович Меншиков // Русский архив. 1875. Кн. 7. С. 245; Повседневные записки делам князя А.Д. Меншикова 1716-1720, олговой и Т.А. Лаптевой // Российский архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-ХХ вв. Т. X. М., 2000.
- 11. Цит. по: Беспятых Ю.Н. А.Д. Меншиков: Мифы и реальность. С. 71.
- 12. Толстой А.Н. Петр Первый // https://ilibrary.ru/text/2174.
- 13. Спасский И.Г. Новоделы // Прошлое нашей Родины в памятниках нумизматики. Л., 1977. С. 105-125.
- 14. Толстой А.Н. Петр Первый // https://ilibrary.ru/text/2174.
- 15. Подробнее см. Беспятых Ю.Н. А.Д. Меншиков: Мифы и реальность. С. 47-55.
- 16. Могилевская хроника Т.Р. Сурты и Ю. Трубницкого // Полное собрание русских летописей. Т. 35 / ред. Н.Н. Улащик. М., 1980. С. 270.
- 17. Пушкин А.С. Полн. собр. соч. Т. 10. История Петра. Записки Моро-де-Бразе. Заметки о Камчатке. М.; Л., 1938, С. 65.
- 18. Валишевский К. Петр Великий. 4-е изд. М., 1908 // http://az.lib.ru/w/walishewskij_k_f/text_04_pierre_le_grand.shtml.
- 19. Дегтярев А.Я., Лавров А.С. Баловень безродный? Архивы раскрывают тайну Александра Меншикова // Неделя. 1991. 29 июля - 4 августа. С. 11. См. также: Они же. Баловень безродный? // Источниковедение и краеведение в культуре России. К 50-летию служения Сигурда Оттовича Шмидта Историко-архивному институту. М., 2000. С. 138-140; Они же. О самом раннем документе, содержащем сведения об отце А.Д. Меншикова // Власть. 2019. N 6, С. 277-281.
- 20. Бобровский П. Потешные и начало Преображенского полка. С. 49.
- 21. "Данная по челобитью Семеновского полку сержанта Александра Меншикова": Записи грамот в Печатном приказе. 1695 г. / публикацию подготовила Т.А. Лаптева // Исторический архив. 2003. N 2. С. 4-6.
- 22. Там же.
- 23. Толстой А.Н. Петр Первый // https://ilibrary.ru/text/2174.