Он испытал свыше 70 типов самолетов, дав им путевку в жизнь.
2 мая 1935 года во время первой встречи с отважным летчиком-испытателем Сталин спросил Чкалова, почему он не пользуется парашютом для спасения из гибнущей машины. Испытатель объяснил: опытные экземпляры самолетов имеют очень большую ценность. Реакция вождя была молниеносной: "Ваша жизнь дороже нам любой машины. Надо обязательно пользоваться парашютом, если есть в этом нужда!"1
Этот момент был зафиксирован на фотографии Н. Вихирева из коллекции Российского государственного архива кинофотодокументов (Арх. N В-1079). В фондах РГАКФД представлены все значимые этапы жизни Чкалова.
20 июля 1936 года начался, а 22 июля успешно завершился беспосадочный перелет из Москвы через Северный Ледовитый океан до песчаной косы острова Удд (ныне - остров Чкалова) в Охотском море на Дальнем Востоке. Перелет был совершен самолетом АНТ-25, управляемого экипажем в составе Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова (Арх. N 0-271765).
Полет продолжался 56 часов 20 минут. Всем участникам перелета присвоили звание Героя Советского Союза.
10 августа АНТ-25 вернулся в столицу и перед посадкой, в сопровождении воздушного эскорта из 12 самолетов, сделал круг над Кремлем. Героев-летчиков на аэродроме встречал Иосиф Сталин. С этого момента Чкалов получил всесоюзную известность и стал сталинским соколом N 1 - любимцем вождя. "Сталин очень любил русских, - рассказывал Главный маршал авиации Александр Голованов. - В его понимании русский человек должен быть таким, как Чкалов"2.
Летчик Валерий Чкалов - фотоВ 17 часов 18 июня 1937 года из Москвы в США через Северный полюс вылетел самолет АНТ-25 с тем же экипажем. Экипаж АНТ-25 перед стартом, вид самолета и сам момент его отрыва от земли хорошо представлены на фотографиях (Арх. N 0-8469, 0-290562, N 0-95027). Длительность беспосадочного перелета составила 63 часа 16 минут.
20 июня АНТ-25 приземлился в городе Ванкувер (штат Вашингтон). Американцы с восторгом встретили краснокрылую машину, на борту которой была сделана надпись "Сталинский маршрут". Так Чкалов получил всемирную известность и стал звездой мирового масштаба (Арх. N 5-9780). Все члены экипажа были награждены орденом Красного Знамени. После возвращения из США героев встречали в Москве на государственном уровне (Арх. N 0-254957, 0-265412, 0-254989, N 0-100202). В посвященном Чкалову стихотворении Сергей Михалков писал:
- Что такое орден?
- Орден - это слава,
- На любовь народа
- Дорогое право.
Фотографии, запечатлевшие Чкалова с односельчанами на рыбной ловле (Арх. 5-9785) или на охоте (Арх. N 0-275690), помогают нам зримо представить истоки всенародной любви к легендарному пилоту, ставшему самой выразительной и человечной приметой эпохи. Александр Твардовский писал:
- Изо всех больших имен геройских,
- Что известны нам наперечет,
- Как-то по-особому, по-свойски,
- Это имя называл народ.
- Попросту - мы так его любили,
- И для всех он был таким своим,
- Будто все мы в личной дружбе были,
- Пили, ели и летали с ним...
- Богатырским мужеством и нравом
- Был он славен - Сталинский пилот.
- И казалось так, что эта слава -
- Не года, уже века живет.
Именно поэтому трагическая гибель Валерия Чкалова во время испытания нового истребителя всем народом была воспринята как личная трагедия (Арх. N В-570 а, б).
- 1. Застольные речи Сталина. Документы и материалы / Вступительная статья, составление, комментарий, приложение д.и.н. В.А. Невежина. М.: АИРО-ХХ; СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. С. 49.
- 2. Чуев Ф.И. Солдаты империи. М.: Ковчег, 1998. С. 229.