Напомним, до 2022 года выпускники, сдававшие историю, готовились к экзамену из двух частей. Первая часть - тест на знание фактов, дат и исторических личностей. Вторая часть экзамена была творческой - выпускникам предлагалось написать сочинение-эссе, в котором можно было рассказать об герое или событии, выразить собственное мнение. В сочинении выпускник демонстрировал умение логично и развернуто излагать свою точку зрения, кругозор, начитанность. Учителя истории, с которыми постоянно общаются авторы "Родины" высказывались об этом элементе экзамена весьма положительно, так как именно в свободном выражении ученику легче раскрыться, показать заинтересованность темой. С другой стороны, те же педагоги отмечали, что со временем подготовка к написанию эссе стала превращаться в "натаскивание" - репетиторы и некоторые педагоги предлагали ребятам "беспроигрышный вариант" написания эссе. "Формально к нему не придерешься, но когда смотришь, как и что написано, какие герои или события выбраны - видно, что ребят научили писать "безупречное", но абсолютно шаблонное, бездушное сочинение, состоящее из заученных формулировок и штампов", - поделился с "Родиной" один из родителей, чей ребенок сдавал историю до отмены эссе.
КИМ ЕГЭ по истории были изменены в 2022 году на основании приказов Минпросвещения РФ, в результате чего из заданий экзамена было исключено сочинение "по определенным историческим процессам или личностям, сыгравшим большую историческую роль в развитии России". При этом, указывает Лантратова, КИМ ЕГЭ основываются на федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) основного общего образования, который в том числе "предполагает умение учеников развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств в рамках развития коммуникативных универсальных учебных действий". "Отказ от задания с написанием исторического сочинения вступает в противоречие" с ФГОС" - приводит ТАСС мнение Яны Лантратовой.
"Также необходимо учитывать, что написание сочинения является одним из главных способов развития навыка грамотного и корректного выражения собственных мыслей, умения систематизировать информацию, а также использовать выразительные средства языка в соответствии с замыслом речевыми ситуациями. В современной геополитической ситуации укрепление и развитие русского языка является одной из ключевых задач Российской Федерации, на решение которой также направлена практика написания сочинений учениками в рамках освоения программ основного общего и среднего общего образования", - указывает Лантратова.
Инициатива депутата получила поддержку и у историков. "Предложение вернуть в ЕГЭ по истории задание написать сочинение можно только поддержать, более того, ЕГЭ по истории стоило бы сделать обязательным экзаменом при выпуске из школы для ликвидации "пробела в знаниях", - такое мнение высказал ТАСС председатель правления Российского исторического общества, исполнительный директор фонда "История Отечества" Руслан Гагкуев.
"Возвращение сочинения в ЕГЭ по истории позволит учащимся лучше понимать взаимосвязь исторических событий, самостоятельно формулировать свои выводы. История, как никакая другая наука, учит анализировать события, видеть влияния событий прошлого на современность. К сожалению, сейчас наблюдается обратная ситуация - многие школьники представляют наше прошлое набором оторванных друг от друга фактов и дат", - сказал Гагкуев. Так, сообщил он, в марте 2023 года среди первокурсников, обучающихся на неисторических специальностях вузов, Минобрнауки и фондом "История Отечества" был проведен "мониторинг остаточных знаний". Лишь 20% студентов смогли справиться с заданием, в котором нужно было объяснить предпосылки того или иного события.
"Для ликвидации этого пробела в знаниях было бы правильно не только вернуть сочинение в ЕГЭ по истории, но и сделать этот экзамен обязательным", - полагает Гагкуев. По его словам, не секрет, что в старших классах учащиеся зачастую уделяют истории России время по остаточному принципу.
"Формирование развитого исторического сознания поможет воспитывать в молодых людях чувства патриотизма и ответственности за свою страну, а навык логичной и последовательной аргументации своей точки зрения послужит хорошим подспорьем в любой профессии и в жизни в целом", - добавил председатель правления РИО.
Напомним, что с этого учебного года все учащиеся 10 и 11 классов изучают предмет по единым учебникам истории. В следующем году унифицированные учебники получат и ученики средних классов. Как отмечают авторы учебников и учителя - история - предмет, который требует постоянного обновления. В современные учебники уже включены события начала XXI века.