Строитель БАМа, а ныне депутат Законодательного собрания Краснодарского края, председатель комитета по вопросам науки, образования, культуры и делам семьи Виктор Чернявский стал настоящим летописцем стройки. Ему удалось разыскать более 800 человек, принимавших участие в строительстве БАМа.
- В 1981 году я приехал туда в составе студенческого строительного отряда, - рассказывает Чернявский. - Мне доверили возглавить звено плотников. Проработали всего два летних месяца, но они стали решающими в моей судьбе. Думаю, такое же значение время, проведенное на БАМе, имело в жизни всех моих друзей.
Год назад бамовские воспоминания всколыхнул телефонный звонок бывшего командира краевого штаба студенческих строительных отрядов Виктора Красницкого. Он рассказал, что коллеги из Иркутской области ищут кубанцев, участвовавших в строительстве магистрали, которая брала начало от города Усть-Кут, где как раз трудились южане. И предупредил Чернявского, чтобы тот ждал звонка из сибирских далей.
Как студенты в СССР строили БАМ- Буквально через пару часов перезвонил Виктор Антонович Родя, заместитель председателя Иркутской областной организации ветеранов БАМа, - продолжает Чернявский, - и попросил помочь найти материалы о Строительно-монтажном управлении "КраснодарБАМстрой", в составе которого в Усть-Куте трудился и наш студенческий строительный отряд "СКИФ". Поясню, что станция Лена в Усть-Куте раньше была конечной железнодорожной точкой Западной Сибири. Это уже потом БАМ, перешагнув через Лену, устремился на восток, в том числе благодаря землякам, которых предстояло разыскать. Задача оказалась не из легких. Ведь "КраснодарБАМстрой" давно, что называется, канул в лету.
Следы архива нашлись в Адыгее. Отыскали фамилию руководителя этого треста - Лантодуб Михаил Владимирович. Знаете, кто вспомнил этого человека? Георгий Петрович Разумовский, в то время председатель крайисполкома. Знаком с ним по встречам кубанского землячества в Москве. Ну а дальше, при поддержке руководителей краевых архивов, официальная информация об участии кубанцев в строительстве БАМа пополнялась новыми данными.
Подробнее о БАМовском сборе на Кубани читайте в выпуске РГ-Неделя - Кубань-Кавказ
*Строительство современного БАМ (на станции БАМ отсыпаны первые кубометры грунта в железную дорогу БАМ - Тындинский) началось 5 апреля 1972 года. В 1974 году вышло Постановление "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали".