История создания подлодки началась в 1719 году, когда император Петр I получил челобитную от крестьянина села Покровское-Рубцово Ефима Никонова. Проект судна, которое "потаенно" может подходить к вражескому флоту и "из снаряда разбивать корабли", рассматривался на заседании Адмиралтейств коллегии и был одобрен.
В архиве сохранилось предписание: "Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина и велеть образцовое судно сделать, а что к тому надобно лесов и мастеровых людей, по требованию оного крестьянина Никонова отправлять из помянутой конторы, а припасы по его же требованию из конторы адмиралтейских дел. Денежное жалованье с начала работы давать по три алтына две деньги на день, и ныне в зачет выдать пять рублей".
Сначала была построена малая модель "потаенного судна", которая прошла успешные испытания на реке Неве в 1721 году. В присутствии Петра I подлодка два раза погрузилась и дважды всплыла, но в третий раз прототип затонул. Экипаж спасся через люк и награжден был "чаркой водки". После чего император повелел построить полноценный боевой корабль.
Увы, но чертежей первой отечественной подводной лодки не сохранилось. Для реконструкции прототипа субмарины историки руководствовались перечнем задействованных материалов и работников. Поскольку в сборке корпуса участвовали бочары, заказавшие "пятнадцать полос железных шириной в два дюйма две четверти для обручей", можно полагать, что субмарина имела бочкообразную форму длиной шесть метров и шириной два метра.
"Сначала построили лихтер (баржу) длиной 39,5 метра и шириной десять метров. Затем палубу оградили палисадом и заложили на ней малый стапель для "морели". Ее носовая часть повторяла архитектуру надводного корабля, а корма оснащалась рулем. Для защиты от посторонних глаз работы велись под специально опущенным парусом", - пишет в журнале "Морской сборник" историк флота Юрий Никитин.
Вооружить субмарину предполагалось огнеметным оружием: "к потаенному судну десять труб медных повелено было порохом начинить и селитрою вымазать от той артиллерии". Субмарина должна была под водой подойти к вражескому кораблю, всплыть и обстрелять его огнеметными зарядами. "Учинить большую шкоду" также могли и водолазы-диверсанты, для которых в подлодке была оборудована шлюзовая камера и скроены из тюленей кожи водолазные костюмы с деревянными шлемами.
Передвигаться "потаенное судно" должно было с помощью весел, освещение - четыре фонаря с запасом на 50 свечей. О снабжении воздухом не сообщалось.
После очищения Невы ото льда в 1724 году "потаенное судно" было спущено на воду, но на испытаниях едва не затонуло. Однако Петр I объявил, чтобы "никто мастеру сего конфуза в вину не ставил", и благословил на дальнейшие работы. Но 8 февраля 1725 года самодержец скончался. Следующие испытания, которые длились три года, также прошли неудачно, и мастера разжаловали в корабельные плотники, а затем отправили в Астрахань на верфь на реке Кутум.
О "потаенном судне" и его создателе в России забыли. Лишь через сто лет, в 1825 году, в журнале "Московский телеграф" была опубликована статья "Об изобретении подводных судов в России".