30 января 1919 года в воронежском журнале "Сирена" впервые был опубликован манифест имажинистов. К ним относили себя поэты Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Иван Грузинов, Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев, а также художники Борис Эрдман и Георгий Акулов.
Главной своей целью имажинисты считали создание в искусстве образов, основным их приемом была метафора. В первой половине 1920-х годов это было одним из основных движений в литературе СССР. Его устав утвердил нарком просвещения Анатолий Луначарский. В Петрограде открыли "Орден воинствующих имажинистов".
Открывались издательства, которые печатали имажинистов: "Плеяда", "Чихи-Пихи", "Сандро". А манифест содержал такие, например, строки.
"Нам противно, тошно от того, что вся молодежь, которая должна искать, приткнулась своею юностью к мясистым и увесистым соскам футуризма, этой горожанке, которая, забыв о своих буйных годах, стала "хорошим тоном", привилегией дилетантов. Эй, вы, входящие после нас в непротоптанные пути и перепутья искусства, в асфальтированные проспекты слова, жеста, краски. Знаете ли вы, что такое футуризм: это босоножка от искусства, это ницшеанство формы, это замаскированная современностью надсоновщина".
Имажинисты устраивали провокации: "суды" над литературой, расписывали стены Страстного монастыря антирелигиозными надписями.
А вот стихи поэта Анатолия Мариенгофа
- Степи, звезды и воды -
- Вот ведь она какая!
- Ни-за-што, ни-про-што
- Ей душу отдал,
- А тело по Европе таскаю
- Скоро заговорю по собачьи.
- Жру
- Омаров и крабов
- Я по тебе не плачу,
- Как вологодская баба.
- На Монмартре светлые ночи,
- Губы у девчонок в крови.
- Иноземной последней сволочи
- Поют цыгане
- Песни твои.
- Птицы, звезды и степи
- Желтые зори
- И трава.
- Тридцать три переедешь моря,
- А в сердце:
- Пепел
- И маленькая Москва.
В середине 1920-х имажинистов стали критиковать в советской печати. О роспуске "Ордена" объявили Есенин и другие.