09.02.2024 08:00
"Родина"

9 февраля 1944 года Сталин подписал приказ об обеспечении ПВО железнодорожных эшелонов в прифронтовой полосе

Текст:  Семен Экштут (доктор философских наук)
9 февраля 1944 года Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза И.В. Сталин подписал "Приказ о мероприятиях по обеспечению противовоздушной обороны железнодорожных эшелонов в пути их движения в прифронтовой полосе" № 009.
Август 1943 г. Зенитчики из подразделения лейтенанта А. Богунова на площадке бронепоезда во время прикрытия от налетов вражеской авиации. / Георгий Хомзор/Красная звезда/ТАСС
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

В приказе было семь коротких пунктов. Каждый из них был написан кровью.

Сталинский приказ был направлен на то, чтобы избежать трагедий, подобных той, что в годы оттепели была c болью сердца описана в книге фронтовика-артиллериста, награжденного двумя медалями "За отвагу". Вспомним начало повести Юрий Бондарев "Батальоны просят огня" (1957), действие которой происходит в ходе летне-осенней кампании 1943 года на Украине. Налет вражеской авиации оставил наступающую дивизию, которой предстояло форсирование Днепра, без боеприпасов.

"Бомбежка длилась минут сорок. Потом она кончилась. Полковник Гуляев, оглушенный, втиснутый разрывами в пристанционную канаву, провел ладонью по своей багровой шее - ее покалывало, жгло, - выругался и поднял голову.

В черном от дыма небе, неуклюже выстраиваясь, с тугим гулом уходили немецкие самолеты. Они шли низко над лесами на запад, в сторону мутно-красного шара солнца, которое, казалось, пульсировало в клубящейся мгле. Все горело, рвалось, трещало на путях, и там, где еще недавно стояла за пакгаузом старая закопченная водокачка, теперь среди рельсов, дымясь, чернела гора обугленных кирпичей; клочья горячего пепла опадали в нагретом воздухе. <…>

Все, что горело сейчас на этой приднепровской станции, лопалось, взрывалось, трещало и малиновыми молниями вылетало из вагонов, и то, что было покрыто на платформах тлеющими чехлами, - все это уже значилось словно бы собственностью Гуляева, все это прибыло в армию и должно было поступить в дивизию, в его полк и поддерживать в готовящемся прорыве. Все погибало, пропадало в огне, обугливалось, стреляло без цели после более получасовой бомбежки.

"Бестолочи, глупцы! - гневно думал Гуляев о коменданте станции и начальнике тыла дивизии, решительно и грузно шагая по битому стеклу к вокзалу. - Под суд, сукиных сынов, мало! Под суд! Обоих!" <…>

Впереди, метрах в пятидесяти от перрона, под прикрытием каменных стен чудом уцелевшего вокзала стояла группа офицеров, доносились приглушенные голоса. В середине этой толпы на голову выделялся своим высоким ростом командир дивизии Иверзев, молодой, румяный полковник, в распахнутом стального цвета плаще, с новыми полевыми погонами. Одна щека его была краснее другой, синие глаза источали холодное презрение и злость.

- Вы погубили все! Па-адлец! Вы понимаете, что вы наделали? В-вы!.. Пон-нимаете?..

Он коротко, неловко поднял руку, и у стоявшего возле человека, как от ожидания удара, невольно вскинулась кверху голова, - и тогда полковник Гуляев увидел белое, дрожавшее дряблыми складками лицо пожилого майора, начальника тыла дивизии, его опухшие от бессонной ночи веки, седые взлохмаченные волосы. Бросились в глаза неопрятный, мешковатый китель, висевший на округлых плечах, нечистый подворотничок, грязь, прилипшая к помятому майорскому погону, запасник, по-видимому, работавший до войны хозяйственником, "папаша и дачник"... Втянув голову в плечи, начальник тыла дивизии виновато и молча смотрел Иверзеву в грудь.

- Почему не разгрузили эшелон? Вы понимаете, что вы наделали? Чем дивизия будет стрелять по немцам? Почему не разгрузили? Поч-чему?..

- Товарищ полковник... Я не успел...

- Ма-алчите! Немцы успели!"

По сюжету повести два наступающих батальона из-за нехватки боеприпасов оказались лишенными огневой поддержки - и из нескольких сот бойцов в живых осталось всего-навсего пять человек.

Приказ Сталина был направлен на повышение и усиления эффективности противовоздушной обороны железнодорожных эшелонов в пути их движения в прифронтовой полосе.

Нарком обороны Маршал Советского Союза Сталин приказал:

"1. Ответственность за оборону железнодорожных коммуникаций прифронтовой полосы в целом возложить на войска ПВО Красной Армии, которым прикрывать зенитными огневыми средствами железнодорожные мосты, узлы и станции, а истребительной авиацией ПВО - участки железных дорог в целом по заданию Генерального штаба Красной Армии. В войсковом тылу оборону железных дорог возложить на соответствующие фронты.

Дневник артиллериста Макарова: "Делаем укрытия для орудий и себя"

Командующему артиллерией Красной Армии широко практиковать использование кочующих маневренных засад средств ПВО на перегонах железных дорог на направлении выявленной активности авиации противника, выделяя в состав засад зенитную артиллерию, пулеметы и прожектора.

<…>

7. Для своевременного учета обстановки на железных дорогах и использования частей прифронтовых районов ПВО с учетом графика движения транспортов и эшелонов при начальнике передвижения войск на всех прифронтовых железных дорогах иметь от штабов прифронтовых районов войск ПВО КА своих постоянных офицеров связи".

О войне Новости История История