Книга "А.В. Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества" - это первая за долгие годы масштабная публикация графических работ и фотографий самого архитектора из архива музея, а также из личных собраний его наследников, коллег, учеников.
Издание стало продолжением выставки, которая проходила в Музее архитектуры год назад и рассказывает о том, как Александр Ополовников спасал архитектурное наследие.
Он начал свою миссию после Великой Отечественной и продолжал ее почти до самой кончины в 1994-м. Ополовников не только отреставрировал большое количество построек, что спасло их от разрушения, но и восстановил общественный и научный интерес к деревянному зодчеству в советское время.
Во многом благодаря ему был создан Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи", именно Александр Ополовников в 1951 году перевез на Кижи первый дом для музея - дом крестьянина Ошевнева из деревни на Большом Климецком острове.
Специалисты, которые были знакомы и работали с Ополовниковым, отмечали его решительный стиль как в реставрации, так и в общении с теми, кто занимал высокие должности. Сейчас, как сказали на презентации в Музее архитектуры специалисты, отрасли не хватает таких людей.
- Но интерес в новом поколении к деревянному зодчеству, его сохранению не угас и это вселяет осторожную надежду, - заметил искусствовед, член Союза архитекторов России Михаил Мильчик.
Он подчеркнул, что возможно никто, кроме Ополовникова не изучил наше деревянное зодчество так тщательно прорисовывая в чертежах все детали.
- К сожалению, сейчас не хватает практики передачи знаний и навыков от учителя, то есть мастера - подмастерью, ученику. Ополовников это понимал и вокруг него была плеяда учеников. Многих из которых, к сожалению, уже нет, - отметил Мильчик.
В разговоре с корреспондентом "Родины" Михаил Мильчик добавил, что еще до перестройки в СССР действовали научные реставрационные центры "Спецпроектреставрация". Их было несколько и каждый охватывал группу регионов. Все НИИ, в свою очередь, входили в объединение "Росреставрация", подчиненное Министерству культуры.
- Наиболее ответственные проекты реставрации федеральных памятников обязательно обсуждались на заседаниях Федерального научно-методического совета, председателем которого являлся министр культуры. Этот совет одновременно и контролировал ход реставрационных работ, и способствовал повышению научно-методического уровня проектов. Считаю, назрела необходимость серьезной перестройки всей нашей реставрационной отрасли. И делать это надо не откладывая, пока еще живы многие реставраторы старшего поколения, способные передать свои знания и опыт новому поколению, - уверен Михаил Мильчик.
В свое время специалисты реставрационных центров проводили наиболее сложные реставрационные работы и практику для студентов архитектурных институтов, некоторые из которых становились именно архитекторами-реставраторами. Для этого необходимо было работать с мастером не менее четырех лет.
Мильчик сам долгое время работал ведущим научным сотрудником ленинградского филиала НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства, был заместителем гендиректора НИИ "Спецпроектреставрация".
- Сейчас государственных реставрационных учреждений в архитектуре почти нет, в живописи еще остаются. Теперь для реставрационных работ выбирают фирмы по тендеру. Там, как правило, выбор зависит от того, кто попросит меньше. Это приводит к тому, что реставрационные работы выполняют неподготовленные специалисты, которые просто "рубят дрова", - подводит неутешительный итог Михаил Мильчик.