Книги Бианки о зверях, птицах и насекомых сопровождают уже пять поколений детей и, вероятнее всего, будут читаться и следующими - на распорядок жизни природы сменяющиеся идеологии влияют мало. А о том, как действует этот распорядок Виталий Валентинович знал прекрасно.
Отец писателя был ученым-орнитологом, хранителем коллекций Зоологического музея Академии наук. В 1915 году Виталий поступил на естественное отделение Петербургского университета, но закончить его ему не успел - началась Первая мировая. В Петроград Бианки вернулся только в 1922 году и вскоре вошел в круг людей, создавших ту самую советскую детскую литературу, которую до сих пор переиздают.
Самуил Маршак в книге "Дом, увенчанный глобусом" так описывал начало писательской карьеры Бианки:
- Виталий Бианки пришел ко мне со стихотворением в прозе. Не слишком надеясь, что из него выйдет поэт, я стал расспрашивать его, что он знает, что любит, что умеет. Оказалось, этот молодой человек, похожий на артиста-итальянца, - страстный охотник, изучивший повадки и нравы лесных жителей. Интерес к ним привил ему с самого его детства отец, известный профессор-орнитолог. Подумав, я предложил Бианки попробовать писать о том, что он знает лучше всего - о зверях и птицах. В то время о животных писали либо толстовцы - на тему: жалейте всякое живое, хоть и бессловесное существо, или люди, смотревшие на зверей с точки зрения Пушторга. Сюжетных детских книг о жизни животных - таких, какие писали Сетон-Томпсон или Вильям Лонг, у нас тогда почти не было.
Про артиста-итальянца получилось интересно. Род Бианки в России появился в начале XIX века. Одна ветвь имела итало-швейцарские корни, другая - немецкие. Прадед Виталия был известным оперным певцом. Перед турне по Италии по просьбе своего импресарио поменял немецкую фамилию Вайс (нем. "белый") на Бианки (от итальянского "bianco" - белый).
Вот уж действительно - "Кто чем поет?" Это название одного из самых известных произведений Бианки. А еще "Лесные домишки", "Чей нос лучше"...
- Вскоре, читая Сетона-Томпсона, я нашел у него любопытную фразу о том, как волк читает свою утреннюю газету - то есть по запахам узнает, что случилось в лесу, - рассказывал Маршак. - Эти несколько строчек навели меня на мысль предложить Виталию Бианки вести в "Новом Робинзоне" из месяца в месяц "Лесную газету". Ведь событий в лесу не меньше, чем в большом городе - прилеты, отлеты, постройка жилищ, свадьбы, грабежи, битвы...
"Лесная газета", рассчитанная на младших школьников, стала уникальным форматом: в 12 номерах (по количеству месяцев) в классических для прессы жанрах и абсолютно достоверно с точки зрения натуралиста в ней описывались события жизни в лесу. Из предисловия "К читателям" "Лесной газеты" 1927 года:
"В лесу происшествий не меньше, чем в городе. Там тоже идет работа, бывают веселые праздники, несчастные случаи. Там есть свои герои и разбойники. А в городских газетах об этом мало пишут, и поэтому никто не знает всех лесных новостей. Кто, например, слышал, что у нас в Ленинградской области студеной зимой вылезают из земли бескрылые комарики и бегают босиком по снегу? В какой газете прочтешь про битвы лесных великанов - лосей, про великое переселение перелетных, про забавное путешествие болотной курочки пешком через всю Европу?"
Над "Лесной газетой" Бианки работал 30 лет. Расширялась география - начавшись с описания Ленинградской области, дополнялась рассказами об Алтае, Сибири, тундре и Средней Азии, газета учитывала новые открытия биологов, обрастала сквозными персонажами. Еще при жизни писателя "Лесная газета" переиздавалась семь раз. И иллюстрировалась потрясающими художниками - для нее рисовали Валентин Курдов, Николай Тырса, Юрий Васнецов, Никита Чарушин.
Всего Бианки написал больше трехсот рассказов, сказок, повестей и статей, выпустил 120 книг. Последней его работой был сборник рассказов "Птицы мира". 10 июня 1959 года Виталия Валентиновича не стало.