Правительственный указ "О тунеядцах" приняли всего за три года до ареста Бродского. Но к этому моменту осуждено по нему было уже около 37 тысяч человек. И правоохранительные органы дважды предупреждали поэта о возможности подобного развития событий и в его случае.
Подготовка процесса над Бродским началась за несколько месяцев до задержания с фельетона в газете "Вечерний Ленинград". Основным автором текста "Окололитературный трутень", который опубликовали 29 ноября 1963 года, был Яков Лернер, завхоз в институте "Гипрошахт", член КПСС, участник народной дружины и увлеченный провокатор-доносчик. Позже этот неравнодушный гражданин получил два тюремных срока: сначала за мошенничество и хранение огнестрельного оружия, потом за мошенничество и взятку.
Через два месяца после выхода фельетона в том же "Вечернем Ленинграде" была опубликована подборка откликов читателей. Отдел газет Российской национальной библиотеки в своем телеграм-канале публикует выдержки из нее.
"Нас возмущает, что в Ленинграде четыре года живет самый настоящий тунеядец. Бродского уговаривают, увещевают, проводят с ним воспитательную работу, но так и не могут заставить заняться общественно полезным трудом", - писали студенты Технологического института имени Ленсовета Плачкова, Фейгин, Грудницкий, Плакаидин и Казаков.
"Возмущает поведение не только Бродского, но и тех, кто покрывал все его проделки, потакал ему", - негодовал сотрудник Ленинградского пассажирского агентства В. Зайченко.
Суд над тунеядцем Иосифом Бродским начался 18 февраля. Подсудимого, которому на момент оглашения приговора было 23 года, приговорили к пятилетней ссылке и принудительному труду. В ссылке он пробыл полтора года - в деревне Норинская Коношского района Архангельской области. Принято считать, что именно там он окончательно сформировался как поэт.
Иосиф Бродский. Пришел сон из семи сел
- Пришел сон из семи сел.
- Пришла лень из семи деревень.
- Собирались лечь, да простыла печь.
- Окна смотрят на север.
- Сторожит у ручья скирда ничья,
- и большак развезло, хоть бери весло.
- Уронил подсолнух башку на стебель.
- То ли дождь идет, то ли дева ждет.
- Запрягай коней да поедем к ней.
- Невеликий труд бросить камень в пруд.
- Подопьем, на шелку постелим.
- Отчего молчишь и как сыч глядишь?
- Иль зубчат забор, как еловый бор,
- за которым стоит терем?
- Запрягай коня да вези меня.
- Там не терем стоит, а сосновый скит.
- И цветет вокруг монастырский луг.
- Ни амбаров, ни изб, ни гумен.
- Не раздумал пока, запрягай гнедка.
- Всем хорош монастырь, да с лица - пустырь
- и отец игумен, как есть, безумен.
1964 г.